Братства, украинские и белорусские национально-религиозные общественные организации 15—18 вв. Создавались при православных церквах на территории Украины, Белоруссии, части Литвы для борьбы против национального угнетения и насильственного окатоличивания русских,
украинцев и белоруссов православного вероисповедания. Возникли
Б. ещё в 15
в. (старейшие
во Львове и в Вильно), в Каменец-Подольске и Рогатине — в 1589, в Могилёве — в 1590, в Бресте — в 1591, в Перемышле — в 1592, и др. Б. были основаны на демократических принципах. Их членом мог быть каждый, кто вносил взнос на общие расходы. Основную массу «братчиков» составляли горожане, однако, кроме них, в Б. входили представители духовенства, шляхты и крестьян. В 1620 в Киево-Богоявленское Б. вписалось всё запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным Их организационные формы напоминали средневековые городские
цехи. Б. имели свои уставы. Боролись за
право ставропигии,
т.
е. за
независимость от местного духовного начальства и
подчинение непосредственно патриарху. Б. выступали против иезуитской пропаганды и насаждения католичества и униатства на Украине и в Белоруссии, боролись за национально-культурную независимость украинского и белорусского народов, поддерживали
связи с Россией, Молдавией, южными славянами; вели большую культурно-просветительную
деятельность, открывали братские школы, типографии. Вокруг школ собирались культурные силы. На базе школы Киевского Б. в 1632 была создана Киево-Могилянская
коллегия (позднее академия). Из братских школ вышел
ряд писателей, учёных, политических деятелей, деятелей просвещения, книгопечатания, искусств, которые содействовали укреплению связей украинского и белорусского народов с русским народом (например,
Иов Борецкий, Лаврентий Зизаний, Памва
Берында, Захарий Копыстенский, Епифаний Славинецкий и др.).
Во 2-й половине 17—18 вв., в связи с дальнейшим укреплением феодальных отношений, роль Б. в общественно-политической жизни ослабевает. В Галиции на Правобережье Днепра они попадают под влияние духовенства, на Левобережье выполняют преимущественно религиозно-бытовые функции. Б., существовавшие при некоторых сельских и городских церквах в 19 в., уже не занимались общественно-политической и культурной деятельностью, хотя и сохраняли некоторые обряды и обычаи, присущие прежним Б. В конце 19 — начале 20 вв. некоторые деятели православной церкви создавали клерикальные организации, не имевшие ничего общего, кроме названия, с прежними Б., хотя и ссылавшиеся на их традиции.
Лит.: Гуслистий К., Нариси з icторi© Укра©ни, в. 3 — Визвольна боротьба укра©нського народу проти шляхетсько© Полыщi в другiй половинi XVI i в першiй половинi XVII ст., К., 1941; Icaeвич Я. Д,, Братства та ©x роль в розвитку ypa©нско© культури XVI—XVIII ст., К., 1966: Ефименко А., Южно-русские братства, в её кн.: Южная Русь, т. 1, СПБ. 1905.
Г. Гуслистый.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978