Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - бронзовый век

Бронзовый век

историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. На остальных территориях в это же время продолжалось развитие Неолита или совершался переход к освоению металла. Приблизительные хронологические рамки Б. в.: конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э. Бронза, сплав меди с др. металлами (свинец, олово, мышьяк и др.), отличается от меди легкоплавкостью (700—900°С), более высокими литейными качествами и значительно большей прочностью, что и обусловило её распространение. Б. в. предшествовал медный век, иначе халколит, или Энеолит, — переходный период от камня (см. Каменный век) к металлу (найдены металлические предметы, датируемые 7-м тысячелетием до н. э.).

Древнейшие бронзовые орудия найдены в Южном Иране, Турции и Месопотамии и относятся к 4-му тысячелетию до н. э. Позднее они распространяются в Египте (с конца 4-го тысячелетия до н. э.), Индии (конец 3-го тысячелетия. до н. э.), Китае (с середина 2-го тысячелетия до н. э.) и в Европе (со 2-го тысячелетия до н. э.). В Америке Б. в. имел самостоятельную историю, здесь металлургическим центром явились территория Перу и Боливии (т. н. культура позднего тиуанаку, 6—10 вв. н. э.). Вопрос о Б. в. в Африке ещё не решен из-за недостаточной археологической изученности, но несомненным считается возникновение здесь ряда самостоятельных очагов бронзолитейного производства не позднее 1-го тысячелетия до н. э. Расцвет искусство бронзового литья Африки получило в 11—17 вв. в странах Гвинейского побережья.

Неравномерность исторического развития, наметившаяся в предшествующие периоды, в Б. в. проявляется весьма резко. В передовых центрах с развитым производящим хозяйством в эпоху бронзы складываются раннеклассовые общества и формируются древнейшие государства (в странах Переднего Востока). Производящее хозяйство распространялось в ряде обширных областей (например, Восточное Средиземноморье) и вне этих центров, обусловив их быстрый экономический прогресс, возникновение крупных этнических объединений, начало разложения родового строя. Вместе с тем на значительных территориях, удалённых от передовых центров, сохранялся старый, неолитический уклад жизни, архаичной культуры охотников-рыболовов, но и сюда проникали металлические орудия и оружие, в известной мере влиявшие на общее развитие населения этих районов. Большую роль в ускорении темпа хозяйственного и общественного развития отдельных областей сыграло в Б. в. установление прочных меновых связей, особенно между районами месторождений металлов (например, Кавказа и Восточной Европы). Для Европы большое значение имел т. н. Янтарный путь, по которому из Прибалтики вывозился на Ю. янтарь, а на С. проникали оружие, украшения и т.д.

В Азии Б. в. был временем дальнейшего развития ранее сложившихся городских цивилизаций (Месопотамия, Элам, Египет, Сирия) и формирования новых (Хараппа в Индии, Иньский Китай). Вне этой зоны древнейших классовых обществ и государств развиваются культуры, в которых распространяются металлические, в том числе бронзовые, изделия, происходит интенсивное разложение первобытного строя (в Иране, Афганистане).

Сходную картину в эпоху Б. в. можно наблюдать и в Европе. На Крите (Кнос, Фест и др.) Б. в. (кон. 3—2-е тыс. до н. э.) — время сложения раннеклассового общества. Об этом свидетельствуют остатки городов, дворцов, появление местной письменности (21—13 вв. до н. э.). В материковой Греции аналогичный процесс происходит несколько позже, но и здесь в 16—13 вв. до н. э. уже существует раннеклассовое общество (царские дворцы в Тиринфе, Микенах, Пилосе, царские гробницы в Микенах, письменность так называемой системы Б, которую считают древнейшим греческим письмом ахейцев). Эгейский мир был в эпоху Б. в. своеобразным культурным центром Европы, на территории которой существовал целый ряд культур земледельцев и скотоводов, не вышедших ещё в своём развитии за рамки первобытного строя. Вместе с тем в их среде также происходят накопление внутриобщинных богатств и процесс имущественной и социальной дифференциации. Об этом свидетельствуют находки кладов общинных бронзолитейщиков и кладов драгоценностей, принадлежавших родовой знати.

В странах Дунайского бассейна в Б. в., по-видимому, завершался переход к патриархально-родовому строю. Археологические культуры раннего Б. в. (конец 3-го — начало 2-го тысячелетия до н. э.) представляют в значительной мере продолжение местных энеолитических культур, все они в основном земледельческие. В начале 2-го тысячелетия до н. э. на территории Центральной Европы распространяется так называемая Унетицкая культура, отличающаяся высоким уровнем литья бронзовых изделий, а в 15—13 вв. до н. э. — Курганных погребений культура. Во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. возникает Лужицкая культура: несколько её локальных вариантов занимают ещё более обширную территорию, чем унетицкие. Эта культура в большинстве районов характеризуется особым видом кладбищ (см. Полей погребений культуры), содержащих трупосожжения. В Центральной и Северной Европе в конце 3-го и в 1-й половине 2-го тысячелетия распространены в нескольких локальных вариантах близкие друг к другу культуры, характеризующиеся каменными сверлёными «боевыми» топорами и шнуровой орнаментацией керамики. С начала 2-го тысячелетия до н. э. наблюдается распространение на огромной территории от современной Испании до Польши, Закарпатья и Венгрии памятников колоколовидных кубков культуры (См. Колоколовидных кубков культура). Население, оставившее эти памятники, продвигалось с З. на В. среди местных племён. В Б. в. Италии следует отметить памятники типа позднего этапа Ремеделло культуры (См. Ремеделло культура). С середины 2-го тысячелетия до н. э. в Северной Италии распространяются, возможно, под влиянием швейцарских озёрных свайных поселений т. н. Террамары поселения на сваях, строившиеся не над озером, а на сырых заливных участках речных долин (особенно р. По). Б. в. на территории Франции в большинстве мест характеризуют поселения земледельцев, оставивших огромное число курганов со сложными погребальными сооружениями, часто мегалитического типа (см. Мегалитические культуры). На С. Франции, как и по побережью Северного моря, продолжали строить мегалитические сооружения — Дольмены, Менгиры, Кромлехи. Особенно примечателен кромлеххрам солнца в Стонхендже в Англии (ранние его сооружения относятся к 19 в. до н. э.). С развитием металлургии связано появление на Ю. Испании с конца 3-го тысячелетия до н. э. высокоразвитой культуры с крупными поселениями, обнесёнными стенами с башнями (Лос-Мильярес и др.).

Бронзовый век на современной территории СССР. Как и в Западной Европе, племена, обитавшие здесь, развивались в рамках первобытного строя. Наиболее высокого уровня достигли оседло-земледельческие племена юго-запада Средней Азии, где в начале 2-го тысячелетия до н. э. складывается местная протогородская цивилизация древневосточного типа, обнаруживающая связи с культурами Ирана и Хараппой (Намазга-Тепе V). Однако ещё большее значение в эту эпоху имел Кавказ с его богатой рудной базой. Кавказ был одним из крупнейших металлургических центров Евразии, снабжавшим на рубеже 3—2-го тысячелетия до н. э. медными изделиями степные районы Восточной Европы. В 3-м тысячелетии до н. э. Закавказье было областью распространения оседлых земледельческо-скотоводческих общин — носителей так называемой куро-аракской культуры, в ряде отношений связанной с древнейшей культурой бронзы М. Азии. С середины 3-го тысячелетия и до конца 2-го тысячелетия до н. э. на Северном Кавказе процветали культуры скотоводческих племён с богатыми захоронениями вождей (Майкопская культура, Северокавказская культура). В Закавказье — оригинальная культура с расписной керамикой — триалетская культура 18—15 вв. до н. э. (см. Триалети). Во 2-м тысячелетии до н. э. Закавказье было центром высокоразвитой металлургии бронзы, весьма сходной с производством хеттов и Ассирии. На Северном Кавказе в это время была распространена северокавказская культура, развивавшаяся в контакте с катакомбной культурой (См. Катакомбная культура), а на Западном Кавказе — культура дольменов. Во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. — начале 1-го тысячелетия до н. э. на базе предшествующих культур эпохи средней бронзы складываются новые культуры с высоким уровнем металлургии: в Грузии, Армении и Азербайджане — Центральнозакавказская археологическая культура, в Западной Грузии — Колхидская культура, на Центральном Кавказе — Кобанская культура, на Северо-Западном — прикубанская, в Дагестане и Чечне — Каякентско-хорочоевская культура.

В степной зоне Европейской части СССР в начале 2-го тысячелетия до н. э. расселились племена катакомбной культуры, знавшие развитое пастушеское скотоводство, земледелие, бронзолитейное дело. Наряду с ними продолжали существовать племена древнеямной культуры (см. Ямная культура). Прогресс последних и развитие приуральского металлургического очага обусловили в середине 2-го тысячелетия до н. э. сложение в Заволжье срубной культуры (См. Срубная культура). Хорошо вооружённые бронзовыми «вислообушными» топорами, копьями и кинжалами, зная уже верхового коня, племена срубной культуры распространились в степи и проникли далеко на С. до районов современных городов Мурома, Пензы, Ульяновска, Бугуруслана, а на В.— до р. Урала. Им принадлежат найденные археологами богатейшие клады мастеров-литейщиков в виде бронзовых изделий, полуфабрикатов и литейных форм, а также клады изделий из драгоценных металлов — собственность племенной знати. Племена срубной культуры в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. были подчинены родственными им скифами и слились с ними.

С 16—15 вв. до н. э. на территории современной Западной Украины, Подолии, а также Южной Белоруссии распространяется Комаровская культура. В северных районах она имеет ряд особенностей, свойственных так называемой тшинецкой культуре (См. Тшинецкая культура) Польши. Волго-Окское междуречье, Вятское Заволжье и соседние территории во 2-м тысячелетии до н. э. занимали охотничье-рыболовческие племена позднего неолита, среди которых расселились племена фатьяновской культуры (См. Фатьяновская культура), занимавшиеся скотоводством и изготовлявшие высококачественную шаровидную глиняную посуду, каменно сверлёные топоры-молотки и медные «вислообушные» топоры. В эпоху Б. в. в области Волго-Окского междуречья и на Каме известны бронзовые копья, кельты и кинжалы так называемого сейминского, или турбинского, типа (см. Сейминский могильник, Турбинский могильник), получившие широчайшее распространение. Оружие сейминских типов найдено в Бородинском (Бессарабском) кладе (См. Бородинский клад) 14—13 вв. до н. э. в Молдавии, а также на Урале, на Иссык-Куле, на Енисее.

В Чувашии, Заволжье, Башкирии и в Подонье находятся курганные могильники и стоянки абашевской культуры (См. Абашевская культура) 2-й половины 2-го тысячелетия до н. э. В степях Западной Сибири, Казахстана, Алтая и среднего Енисея с середины 2-го тысячелетия до н. э. существовала широкая этнокультурная общность, которую называют андроновской культурой (См. Андроновская культура). Она принадлежала земледельческо-скотоводческим племенам.

Близкие к этим культурам комплексы археологических памятников были распространены в середине и 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. в Средней Азии. Из них наиболее известна Тазабагъябская культура Хорезма. Сильное влияние степных племён нашло выражение в проникновении андроновской культуры на Тянь-Шань и в южные пределы Средней Азии. Возможно, отчасти распространением степняков вызван упадок оседлоземледельческой цивилизации на Ю.-З. Средней Азии (Намазга VI). Своеобразные памятники степных племён эпохи бронзы обнаружены в юго-западном Таджикистане (Бишкент). Высказывается мнение, что распространение культур степной бронзы связано с расселением индоиранских племён.

В последней четверти 2-го тысячелетия до н. э. в Южной Сибири, Забайкалье, на Алтае и частично в Казахстане распространяются типы бронзовых орудий и оружия, которые особенно характерны для карасукской культуры (См. Карасукская культура) Алтая и Енисея и местной (т. н. гробничной) культуры Забайкалья. Они же известны в культурах Монголии, Северного и Центрального Китая эпохи Инь и Чжоу (14—8 вв. до н. э.).

Б. в. как особая ступень в истории культуры выделялся ещё в античные время древнеримским философом Лукрецием Каром. В археологическую науку понятие «Б. в.» введено в 1-й половине 19 в. датским учёными К. Томсеном и Е. Ворсо. Значительный вклад в изучение Б. в. сделали в конце 19 — начале 20 в. шведский археолог О. Монтелиус, который, пользуясь созданным им так называемым типологическим методом, классифицировал и датировал археологические памятники неолита и Б. в. Европы, а также французский учёный Ж. Дешелет. В это же время было положено начало комплексному изучению археологических памятников. Стали выделяться так называемые археологические культуры (См. Археологическая культура). Это направление получило развитие и в русской археологической науке. В. А. Городцов и А. А. Спицын определили важнейшие культуры Б. в. Восточной Европы. Советские археологи выделили большое число культур Б. в.: на Кавказе (Г. К. Ниорадзе, Е. И. Крупнов, Б. А. Куфтин, А. А. Иессен, Б. Б. Пиотровский и др.), на Волге (П. С. Рыков, И. В. Синицын, О. А. Гракова и др.), на Урале (О. Н. Бадер, А. П. Смирнов, К. В. Сальников и др.), в Средней Азии (С. П. Толстов, А. Н. Бернштам, В. М. Массон и др.), в Сибири (С. А. Теплоухов, М. П. Грязнов, В. Н. Чернецов, С. В. Киселев, Г. П. Сосновский, А. П. Окладников и др.). Советские археологи и зарубежные археологи-марксисты исследуют археологические культуры Б. в. с позиций исторического материализма. Выясняется экономическое и социальное развитие тех обществ, остатками которых они являются, особенности общественной, политической. и культурной жизни древних племён и народов, их взаимоотношения, передвижения и дальнейшая судьба (А. Я. Брюсов, Х. А. Моора, М. Е. Фосс, Т. С. Пассек, М. И. Артамонов, Н. Я. Мерперт и др.).

В буржуазной науке наряду с идеалистическим течением имеются направления, приближающиеся к материалистическому пониманию исторических процессов (английские учёные Г. Чайлд, Г. Кларк), учёные этих направлений со вниманием относятся к работам археологов-марксистов, особенно в историко-экономической области.

Лит.: Всемирная история, т. 1, М., 1955; Городцов В. А., Культуры бронзовой эпохи в Средней России (Отчет Исторического музея за 1914), М., 1916; Иессен А. А., Из истории древней металлургии Кавказа, в сборнике: Изв. гос. Академии истории материальной культуры, в. 120, М.— Л., 1935; Куфтин Б. А., Археологические раскопки в Триалети, т. 1, Тб., 1941; Пиотровский Б. Б., Археология Закавказья, Л., 1949; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, [2 изд.], М., 1951; его же. Исследование бронзового века на территории СССР за 40 лет, «Советская археология», 1957, № 4; его же, Бронзовый век СССР, в сборнике: Новое в советской археологии, М., 1965; Смирнов А. П., Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, М., 1952; Попова Т. Б., Племена катакомбной культуры, М., 1955; Кривцова-Гракова О. А, Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы, М., 1955; Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, т. 61, М., 1958; Окладников А. П., Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. 3, М., 1955; его же, Далекое прошлое Приморья, Владивосток, 1959; Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Мартиросян А. А., Армения в эпоху бронзы и раннего железа, Ер., 1964; Средняя Азия в эпоху камня и бронзы, М.—Л., 1966; Массон В. М., Протогородская цивилизация юга Средней Азии, «Советская археология», 1967, № 3; Сальников К. В., Очерки древней истории южного Урала, М., 1967; Нариси стародавньої icторiї Україської РСР, К., 1957; Пендлбери Д., Археология Крита, пер. с англ., М., 1950; Маккей Э., Древнейшая культура долины Инда, пер. с англ., М., 1951; Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; его же. Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Кларк Дж. Г. Д., Доисторическая Европа. Экономический очерк, пер. с англ., М., 1953; Dechelette J., Manuel d'archeologie prehisto-rique, celtique et gallo-romaine, [v,] 2, P., 1910; Montelius 0., Die älteren Kulturperioden im Orient undin Europa, [Bd] 1—2, Stockh., 1903—23; F i I i p J., Pravěké Československo Úvod do studia dějin praveku, Praha, 1948; Kostrzewski J., Wielkopolska w pradziejach, 3 wyd., Warsz.—Wroclaw, 1955; M i Idenberger G., Mitteldeutsch-lands Urund Frühgeschichte, B.— Lpz., 1959; Berghe L. Vanden, Archéologie de I'lran ancien, Leiden, 1959; Schaeffer C., Stratigraphie comparée et chronologie de l'Asie occidentale, Oxf., 1948; Milojčić V., Chronologie der jüngeren Steinzeit Mittel-und Sudosteuropas, B., 1949; Piggott S., Ancient Europe, from the beginnings of agriculture to classical antiquity, Chi., 1966: Gimbutas M., Bronze age cultures in Central and Eastern Europe, The Hague — [a. o.], 1965; Mozsolics A., Bronzefunde des Karpatenbeckens, Bdpst, 1967.

С. В. Киселёв, В. М. Массон.

Орудия раннего бронзового века Европы.

Орудия развитого бронзового века Европы.

Статуэтка и печати времени Намазга V.

Золотой кубок и расписной сосуд из погребения в Триалети. Грузия.

Предметы из катакомбных погребений юга СССР.

Глиняные сосуды и бронзовые орудия срубной культуры.

Глиняные сосуды и бронзовый топор фатьяновской культуры.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бронзовый век
Значение слова бронзовый век
Что означает бронзовый век
Толкование слова бронзовый век
Определение термина бронзовый век
bronzovyy vek это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины