Большая Советская энциклопедия - бучма амвросий максимилианович
Связанные словари
Бучма амвросий максимилианович
Бучма Амвросий Максимилианович (14.3.1891, Львов, ≈ 6.1.1957, Киев), украинский советский актёр, режиссёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1944). Член КПСС с 1942. Родился в семье железнодорожника. С 1905 выступал как хорист и актёр на «выходные» роли на сцене театра «Руська бесида» (Львов). Музыкальный от природы, наделённый великолепным чувством ритма, играющий на нескольких музыкальных инструментах, гимнаст и танцор, одарённый рисовальщик и гримёр, находчивый импровизатор, Б. вскоре стал одним из популярных актёров западно-украинского театра. Изучение игры старших товарищей по сцене (особенно Е. А. Рубчаковой, В. М. Юрчака), наблюдения над окружающей действительностью, интерес к жизни народа сыграли важную роль в формировании его творческой индивидуальности. После Великой Октябрьской революции Б. ≈ один из первых строителей украинского советского театра. В 1920 он участвовал в создании Театра им. И. Франко (Винница; с 1926 в Киеве). В 1922≈26, 1930≈36 актёр театра «Березиль» (Киев; с 1933 ≈ Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко). Среди лучших ролей этого периода: Хиггинс («Джимми Хиггинс» по одноименному произведению Синклера), Жан («Жакерия» по Мериме), Гайдай и Платон Кречет («Гибель эскадры» и «Платон Кречет» Корнейчука), Иван Каляев («Пролог» Поповского). В 1936 возвратился в Театр им. И. Франко. На сцене этого театра Б. создал выдающиеся сценические образы, исполненные большой драматической силы: Терентий Пузырь («Хозяин» Карпенко-Карого), Микола Задорожный («Украденное счастье» Франко), Иван Коломийцев («Последние» Горького), Гайдай, Платон Кречет и Макар Дубрава («Гибель эскадры», «Платон Кречет» и «Макар Дубрава» Корнейчука). Играл роль В. И. Ленина в спектакле «Правда» Корнейчука. Для Б. главным в образе Ленина была любовь его к народу, близость к простым людям, вера в творческие силы масс. Изучая материалы, книги, статьи, воспоминания, посвященные Ленину, Б. искал то, что помогало ему создать образ народного вождя, раскрыть процесс рождения и развития ленинской мысли. Творчество Б. отмечено огромной внутренней правдой, искренностью, остротой социальных обобщений, психологической глубиной. Огромный жизненный опыт, богатство наблюдений и впечатлений (с раннего детства Б. работал батраком, грузчиком, каменщиком и др.) определили главную тему творчества актёра ≈ труд и жизнь народа, особую человеческую страстность его искусства. Мастер перевоплощения, отточенной формы, Б. с успехом исполнял и характерные роли. Поставил ряд спектаклей.
═ С 1924 Б. снимался в кино. Создал трагедийные образы Гордея Ярощука («Ночной извозчик»), Тараса («Непокорённые») и др. Вёл педагогическую работу в Киевском институте театр, искусства им. Карпенко-Карого (профессор с 1940). Государственная премия СССР (1941, 1949). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
═ Соч.: Страницы моей жизни, «Искусство кино», 1957, № 7.
═ Лит.: Борщаговский А., Амвросий Максимилианович Бучма, М.≈Л., 1947; Пicкyн I., Амвросiй Максимилианович Бучма, К., 1956; ЛьвовАнохин Б., Амвросий Максимилианович Бучма, М., 1959.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое бучма амвросий максимилианович
Значение слова бучма амвросий максимилианович
Что означает бучма амвросий максимилианович
Толкование слова бучма амвросий максимилианович
Определение термина бучма амвросий максимилианович
buchma amvrosiy maksimilianovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):