Большая Советская энциклопедия - чавчавадзе
Связанные словари
Чавчавадзе
I
Чавчава́дзе
Александр Гарсеванович [1786, Петербург, — 6(18).11.1846, Тбилиси], грузинский поэт, общественный деятель; князь. Родился в семье известного политического деятеля. Учился в частном пансионе в Петербурге (1795—99). В 1809 окончил петербургский Пажеский корпус. Участвовал в заграничных походах 1813—14. С 1814 занимал в Грузии крупные военно-административные должности. В его доме собирались представители прогрессивной общественности, бывал А. С. Грибоедов, который женился на дочери поэта Нине. В 1832 участвовал в дворянском заговоре, ставившем целью отторжение Грузии от России и осуществление некоторых социальных реформ. Был сослан в Тамбов. Вернулся в Грузию в 1834. В 1841 получил чин генерал-лейтенанта, после 1843 занялся литературной и общественной деятельностью. Ч. — родоначальник грузинского романтизма. В выборе образов, поэтике, подчёркнутой чувственности лирики Ч. сказывается дань восточной поэтической традиции. Отчётливый отпечаток оставил в поэзии Ч. тбилисский городской фольклор. Ч. замечал приметы нового века и чутко отзывался на боль и чаяния народа. Безрадостной современности поэт противопоставлял величественное прошлое его родины и её светлое будущее. Творчество Ч. во многом определило судьбы грузинской поэзии, особенно до 60-х гг. 19 в. Его произведения переведены на многие языки мира. Переводчик русской и западно-европейской классики. В с. Цинандали открыт Дом-музей Ч. (1947).
Соч.: в рус. пер. — Грузинские романтики. А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Г. Орбелиани, В. Орбелиани, Л., 1940.
Лит.: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История груз. литературы, Тб., 1958.
Г. Н. Абзианидзе.
II
Чавчава́дзе
Илья Григорьевич [27.10(8.11).1837, Кварели, — 30.8(12.9).1907], грузинский писатель и общественный деятель. Родился в княжеской семье. В 1857 поступил в Петербургский университет. В 1861 вернулся на родину, где встал во главе революционно-демократического направления грузинской литературы. Один из организаторов движения «Тергдалеулеби». С 1864 Ч. сочетает литературную деятельность со службой в государственных и общественных учреждениях. Он состоял членом комиссии, которая занималась урегулированием отношений между дворянством и крестьянами в связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьей. Многие годы был председателем общества по распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под редакцией Ч. выходила газета «Иверия». В 1879 был председателем правления грузинского драматического общества. В 1906 Ч. избрали членом Государственного совета, некоторое время он жил в Петербурге. В Государственном совете он примыкал к т. н. академической группе, в которую входили главным образом прогрессивные буржуазные деятели. Ч. считал своим долгом защиту интересов Грузии и её народа. Противник самодержавно-крепостнического строя, виднейший представитель национально-освободительного движения Грузии, Ч. постоянно находился под наблюдением полиции. Многие его произведения были запрещены цензурой. Убит наёмниками царской охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.
Ч. рассматривал литературу как одну из форм познания действительности. Он полностью разделял эстетические воззрения революционных демократов, считая, что искусство вообще, а литература в частности, отражая действительность, подчиняются в своём развитии тем же законам. Изучение жизни Ч. считал основополагающим моментом процесса художественного творчества. Решительный противник теории «искусства для искусства», Ч. требовал от искусства общественной значимости, идейности, активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие серьёзное воздействие на деятельность грузинских шестидесятников, выражены в «Записках проезжего» (1861).
Ч.-писатель чутко откликался на явления современной действительности; он обличал в своих произведениях крепостнические порядки и широко отразил процесс разложения феодального уклада. Поэмы «Видение» (1859), «Несколько картин, или Случай из жизни разбойника» (1860), повесть «Рассказ нищего» (1859—62) показывают бесправие трудового народа, сословно-классовые противоречия в грузинском обществе. Ч. твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостническом обществе, невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником уничтожения этих противоречий последовательно революционным путём, тем не менее ощущал неизбежность ликвидации крепостнических отношений. Сатирическое обличение помещичьего быта в повести «Человек ли он?» (1859—63) вызвало негодование груз. дворянства. Ч. поднимал в своих произведениях большие общественно-исторические проблемы. В 1887 он закончил повесть «Отарова вдова», в которой осветил взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Поэзия Ч. в целом носит патриотический гражданский характер. Многие из его лирических стихотворений, начиная с написанного в 1857 «Горам Кварельским», рисуют картины родной природы. Но и в таких произведениях Ч. звучат социальные мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка проникнуто стихотворение «Муша» (1863). В 1872 написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей общественного служения вдохновлена поэма «Отшельник» (1883), в которой Ч. философски переосмыслил народный сюжет. Язык поэзии Ч. — живой, образный, подлинно народный. Произведения Ч. переведены на многие языки мира. Мемориальные музеи открыты в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).
Соч.: в рус. пер. — Избранное, Тб., 1947; Избранное, Тб., 1952.
Лит.: Зандукели М., Очерки по истории груз. литературы XIX в., 2 изд., Тб., 1955; Барамидзе А., Радиан и Ш., Жгенти Б., История груз. литературы, Краткий очерк, Тб., 1958.
И. Г. Чавчавадзе.
III
Чавчава́дзе
Тамара Ираклиевна [16(29).10.1900, Тбилиси, — 26.4.1968, там же], грузинская советская актриса, народная артистка Грузинской ССР (1943). В 1922 ещё студенткой театральной студии А. Н. Пагавы сыграла роль Лауренсии в спектакле «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега, поставленном К. А. Марджанишвили в Театре им. Ш. Руставели. Участвовала в создании Государственного театра в Кутаиси (1928; с 1933 — тбилисский Театр им. Марджанишвили), работала там до 1942, затем в Театре им. Руставели; с 1964 — в Сухумском театре. Роли: Маргарита («Дама с камелиями» Дюма-сына). Зейнаб («Измена» Сумбатова), Васса («Васса Железнова» Горького), Саната («Бахтриони» по Важа Пшавела), мадам Сан-Жен («Мадам Сан-Жен» Сарду), Мать («В добрый час!» Розова) и др. С 1926 снималась в кино. Награждена орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978