Большая Советская энциклопедия - дифференциация
Связанные словари
Дифференциация
I
Дифференциа́ция (франц. différentiation, от лат. differentia — разность, различие)
разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
II
Дифференциа́ция (биологическая)
1) Д. филогенетическая, расчленение в процессе эволюции единой группы организмов на две или несколько — одна из характерных особенностей эволюции организмов. Наиболее важная филогенетическая Д. — процесс видообразования, приводящий к возникновению нового Вида. Филогенетическая Д. неизбежно сопровождается возникновением иерархической системы форм (популяция, вид, род, семейство, отряд, класс и т.д.). Д. связана с интеграцией: целое становится в своих жизненных проявлениях более сложным, отдельные его части гармонично дополняют друг друга, что ведёт к более дифференцированному использованию среды обитания (возрастанию «суммы жизни», по Ч. Дарвину) и возникновению новых возможностей в эволюции. Д. носит адаптивный характер; в процессе эволюции происходит аккумуляция Д. общего значения, замена частных приспособлений общими. 2) Д. онтогенетическая — см. Дифференцировка. 3) Д. половая — см. Пол, Половое размножение.
Лит.: Шмальгаузен И. И., Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии, М. — Л., 1942; его же, Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969.
III
Дифференциа́ция
социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Д. обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преимущественно формальные аспекты Д. Теорию Д. в конце 19 в. выдвинул английский философ Г. Спенсер, который заимствовал этот термин из биологии и провозгласил Д. всеобщим законом эволюции материи от простого к сложному, проявляющуюся в обществе как разделение труда. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал Д. в результате разделения труда как закон природы и связывал Д. функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. Немецкий философ и социолог М. Вебер видел в Д. следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Современная структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (американский социолог Т. Парсонс и др.) рассматривает Д. как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о причинах и типах Д. остаётся не решённым (см. Структурно-функциональный анализ). Наряду с функциональными, существуют таксономические определения Д., когда термин обозначает просто различия социальных ролей, статусов, групп и организаций. В. И. Ленин подверг критике абстрактную трактовку процесса Д. в буржуазной социологии, не учитывающую того главного, что связано с разделением общества на антагонистические классы (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 10).
Основоположники марксизма-ленинизма проанализировали процесс Д. в обществе, связывая его с развитием производительных сил, разделением труда и усложнением общественной структуры. Важнейшие стадии Д. — разделение земледельческого и скотоводческого труда, ремесла и земледелия, сферы производства и семьи, возникновение государства. Марксизм требует конкретного изучения процессов Д. в обществе в целом — возникновения и формирования классов, социальных слоёв и групп, выделения отдельных сфер общества (производства, науки и др.), а также Д. внутри классов, общественных сфер. Такой конкретный анализ показывает, например, что если Д. при капитализме связана с ростом социального неравенства, то в условиях социализма происходит движение общества к социальной однородности, преодоление классовых различий.
Л. А. Седов
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978