Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841,
деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, ‒ 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве
Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором,
т.
н. кантором); в 1854‒57 учился у
А. Лимана в Злонице (теория музыки,
игра на альте, фортепиано и органе), в 1857‒58 ‒ в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 ‒ в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный
квинтет, 1861,
квартет, 1862). Народный
характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст
В. Галека «Наследники Белой Горы», соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д.
внимание широкой публики. В 1873 сблизился с
И. Брамсом, который высоко ценил
творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер, «Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я
серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии,
концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883),
оратория «Святая Людмила» ‒ первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с
П. И. Чайковским и
по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая
деятельность Д. (среди учеников ‒ В.
Новак,
О. Недбал и И. Сук). Д. ‒ почётный доктор философии Карпова университета,
член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891
профессор Пражской консерватории, с 1901 ‒ её директор, в 1892‒95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в
США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии ‒ «Из Нового Света» (1-е исполнение ‒
Нью-Йорк, 1893); в
ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности.
Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за
Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические
мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд ‒ «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.).
Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877); лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 ‒ одна из популярнейших чеш. опер); «Якобинец» (пост. 1889); «Дмитрий» (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев ‒ «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896‒97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.
Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М. ‒ Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1-4, Praha, 1954‒57; Hughes G., Dvořak. His life and music, N. Y., 1967.
И. Ф. Бэлза.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978