Большая Советская энциклопедия - энгр жан огюст доминик
Связанные словари
Энгр жан огюст доминик
Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, ‒ 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. В 1806‒24 жил и работал в Италии, изучая искусство Возрождения, в особенности Рафаэля, в Риме. В 1834‒41 был директором Французской академии. Создавал картины на литературные, исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс; «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане; «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862‒63 ‒ все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж; «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон), изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 ‒ обе Лувр, Париж; портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Многие, особенно ранние, работы Э. отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в творчестве Э. играл точный, гибкий, пластически-выразительный линейный рисунок. Э. ‒ автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане). Классицистические тенденции творчества Э. оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве. Э. занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики.
Соч.: Ecrits sur l'art, P., 1947.
Лит: Энгр об искусстве, сост. А. Н. Изергина, М., 1962; Березина В., Жан-Огюст-Доминик Энгр, М., 1977; Delaborde А., Ingres, sa vie, ses travaux, sa doctrine, P., 1870; Pach W., Ingres, N. Y., 1973.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978