Большая Советская энциклопедия - фонтана
Связанные словари
Фонтана
I
Фонта́на (Fontana)
Доменико (1543, Мелиде, Швейцария, – 1607, Неаполь), итальянский архитектор. Представитель раннего Барокко. Работал в Риме (1563–1592) и Неаполе (с 1592). Среди построек – Латеранский дворец в Риме, 1586–1590; Палаццо Реале в Неаполе, 1600–02, и др. центральное место в творчестве Ф. занимают его градостроительные работы в Риме: пробив улицу Феличе (ныне Виа С истина и др. улицы) и установив несколько обелисков (на площади Св. Петра и в др. местах), он во многом способствовал становлению барочной концепции города как системы парадных ансамблей.
Соч.: Delia trasportatione dell'obelisco vaticano..., [pt. 1–2], Roma – Napoli, 1590–1604.
Лит.: Munoz A., D. Fontana, Roma – Bellinzona, [1944].
II
Фонта́на (Fontana)
Жозе (Джузеппе) (26.10.1841, Каббио, Тессин, Швейцария, – 2.9.1876, Лисабон), деятель португальского рабочего движения, публицист. По национальности итальянец. Рабочий, затем служащий библиотеки. Один из создателей секции 1-го Интернационала в Португалии, член Португ. федерального совета Интернационала (1872–1873), организатор и секретарь «Рабочего братства» – первой массовой организации португальских рабочих, редактор газеты «Пенсаментососиал» («О Pensamento social», 1872–73). Находился под влиянием мелкобуржуазного социализма, которое преодолевал под воздействием К. Маркса, Ф. Энгельса и П. Лафарга (Ф. с ними переписывался). Пропагандировал отдельные положения научного коммунизма, выступал за создание самостоятельной пролетарской партии в Португалии.
III
Фонта́на (Fontana)
Карло (1634, Брузата, Швейцария, – 5.2.1714, Рим), итальянский архитектор. Представитель позднего Барокко. Около 1656 приехал в Рим, учился у Л. Бернини, испытал также воздействие Ф. Борромини. Творчество Ф., сочетавшего любовь к живописным эффектам с тяготением к гармонической уравновешенности и тектонической цельности, оказало значительное воздействие на развитие классицизирующего направления в европейском зодчестве 18 в. Был автором многочисленных архитектурных, архитектурно-археологических и инженерно-строительных сочинений.
Соч.: ll tempio Vaticano е sua origine, Roma, 1694.
Лит.: Coudenhove-Erthal E., Carlo Fontana..., W., 1930.
К. Фонтана. Фасад церкви Сан-Марчелло аль Корсо в Риме. 1862—83.
IV
Фонта́на (Fontana)
Оскар Маурус (13.4.1889, Вена, – 5.5.1969, там же), австрийский писатель. Учился в Венском университете. Участник 1-й мировой войны 1914–1918. Неоромантические пьесы Ф. «Сказка о безмолвии» (1910), «Молочные братья» (1912) стоят у истоков австр. Экспрессионизма. Социально-критической направленностью отмечены романы «Пробуждение» (1919), «Пленница Земли» (1928); научный и трудовой подвиг – тема романов «Путь сквозь гору» (1936), «Ангел милосердия» (1950), «Дыхание огня» (1954). Автор многочисленных очерков – литературных портретов современных австр. театральных деятелей.
Соч.: Der Sommer singt sein Lied, W., 1949.
V
Фонта́на (Fontana)
Феличе (15.4.1730, Помароло, близ Роверето, – 11.1.1805, Флоренция), итальянский химик и натуралист. Профессор Пизанского университета, директор естественно-исторического музея во Флоренции. В 1774 определил содержание кислорода в атмосферном воздухе. В 1777 открыл (одновременно с К. Шееле) способность свежепрокалённого древесного угля поглощать газы. В 1782 обнаружил образование горючего газа (смеси Hz с CO) при пропускании водяного пара через раскалённый уголь.
Лит.: Джуа М., История химии, пер. с итал., 2 изд., М., 1975.
VI
Фонта́на (Fontana)
город на З. США, в штате Калифорния, вост. пригород Лос-Анджелеса. 20 тыс. жителей (1974). Чёрная металлургия, химическая промышленность, производство стройматериалов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978