Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - франко иван яковлевич

Франко иван яковлевич

Франко Иван Яковлевич (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано-Франково Дрогобычского района Львовской обл., √ 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче. В 1875 поступил на философский факультет Львовского университета. За революционную деятельность подвергался преследованиям, арестам.

Писать начал ещё в гимназии; в студенческие годы широко развернулась его литературная и публицистическая деятельность. В 1878 вместе с М. Павликом издавал журнал «Громадський друг» («Друг общества»), дважды закрывавшийся полицией и выходивший под другими название [«Дзвiн» («Колокол»), «Молот»]. Печатался в прогрессивных украинских [«Свiт» («Свет»)], польских [«Львовский курьер» («Kurjer Lwowski»), «Друг народа» («Przyjaciel ludu»), «Труд» («Praca»)], немецких [«Время» («Die Zeit»)] и др. периодических изданиях. В 1890 по выходе из тюрьмы основал вместе с Павликом и О. Терлецким в Галиции Русско-украинскую радикальную партию, объединившую укр. крестьян и ремесленников, издавал журнал «Народ» (1890) и «Хлiбороб» (1891). В 1894√97 вместе с женой Ольгой Ф. издавал журнал «Житте i слово». Публицистические, критические и научные статьи Ф. в этих изданиях проникнуты революционной идейностью, пафосом дружбы народов, разоблачают клерикализм и реакцию.

В 1891 (после десятилетнего перерыва) Ф. сдал выпускные экзамены в Черновицком университете; в 1893 защитил докторскую диссертацию («Варлаам и Иосаф, старохристианский духовный роман и его литературная история») в Венском университете. Был избран доцентом кафедры укр. литературы и этнографии Львовского университета, но не был допущен к преподаванию реакционными властями. В 1906 Ф. присвоено Харьковским университетом звание почётного доктора рус. словесности. Не оставляя публицистической и литературно-критической деятельности, оживившейся в период рус. революции 1905√07, Ф. в дальнейшем главное внимание уделял литературному творчеству, переводам (с рус., польск., немецкого, англ., франц., чеш., словацкого языков; переводил Г. Гейне, У. Шекспира, А. С. Пушкина и др.) и научной деятельности (труды в области истории, экономики, фольклористики, этнографии, литературоведения). Он выступил как новатор, открывший новые пути укр. общественной мысли, поэзии, прозы, драматургии.

Первый зрелый сборник стихов Ф. «С вершин и низин» (1887) √ наиболее выдающееся явление укр. поэзии после Т. Г. Шевченко. В стихотворении «Гимн» воспет «вечный революционер» √ творческий дух человека, преобразующего мир. Пафосом революционной борьбы проникнуты составляющие ядро сборника циклы политической лирики «Думы пролетария», «Вольные сонеты», «Тюремные сонеты»; в них звучат отголоски «Манифеста Коммунистической партии», «Интернационала». Этот и др. сборники стихов и поэм Ф. √ «Увядшие листья» (1896), «Из дней печали» (1900), «Semper tiro» (1906) √ отличались богатством и новизной тем и идей, жанров, строфики, ритмики, новаторским преобразованием канонизированных форм. Велик его вклад и в развитие жанра социально-философские поэмы («Смерть Каина», 1889; «Иван Вишенский», 1900; «Моисей», 1905, и др.).

Проза Ф. положила начало новому этапу развития реализма в укр. литературе. В его очерках, рассказах, повестях и романах изображение жизни одухотворено социалистической идейностью; он ввёл новые темы (пролетаризация крестьянства, формирование рабочего класса, его переход к организованной классовой борьбе), новые конфликты (борьба труда с капиталом), новых героев √ сознательных защитников интересов трудящихся (интеллигентов, крестьян, рабочих). Наиболее значительны в этом отношении повести «Boa constrictor» (1878) и «Борислав смеется» (1881√82), историческая повесть «Захар Беркут» (1883), социально-психологические повести и романы «Лель и Полель» (1887), «Перепутья» (1900). Поэзия, проза и драматургия Ф. (драма «Украденное счастье», написана в 1891) преемственно связаны с лучшими традициями мировой лирики (Н. А. Некрасов, Гейне), прозы (главным образом русской √ Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин) и драматургии (А. Н. Островский).

В литературной критике и эстетике Ф. √ последователь и продолжатель рус. революционных демократов, пропагандист их наследия и реалистической рус. литературы. Он был знаком с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, переводил и пропагандировал их произведения, сделал первые шаги к осмыслению литературы, искусства в свете социалистических идеалов, а в творческой практике довольно близко подошёл к некоторым принципам, легшим позже в основу социалистического реализма Как публицист и критик активно боролся с идеями украинского буржуазного национализма, с декадентством и теорией «чистого искусства».

Лучшие произведения Ф. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Некоторые лирические стихи положены на музыку (гимн «Вечный революционер», музыка Н. В. Лысенко); по мотивам повести «Захар Беркут» написана опера Б. Н. Лятошинского; некоторые повести Ф. экранизированы. В 1956 создан фильм «Иван Франко» (режиссер Т. В. Левчук). Именем Ф. названы областной центрИвано-Франковск (бывший Станислав) и область. Имя писателя присвоено Львовскому университету, Киевскому государственному драматическому театру. В 1940 во Львове открыт Литературно-мемориальный музей Ф.; музеи Ф. есть также в сёлах Ивано-Франково, Криворивня, в г. Ивано-Франковск. Столетний юбилей Ф. решением Всемирного Совета Мира отмечался в Советском Союзе и за рубежом.

Соч.: Твори, т. 1√20, Киïв, 1950√56; Вибранi твори, т. 1√3, Киïв, 1973; в рус. пер. √ Соч., т. 1√10, М., 1956√59; Стихотворения и поэмы. √ Рассказы. √ Борислав смеется, М., 1971.

Лит.: Коцюбинський М. М., Iван Франко, Киïв, 1917; Пархоменко М. Н., Иван Франко и русская литература, 2 изд., М., 1954; его же, Драматургия Ивана Франко, М., 1957; его же, Эстетические взгляды Ивана Франко, М., 1966; Бiлецький O. I., Басс I. I., Кисельов O. I., Iван Франко. Життя i творчicть, Киïв, 1956; Iван Франко у спогадах сучасникiв, кн. 1√2, Львiв, 1956√72; Колесник П. И., Син народу, Киïв, 1957; Стебун I., Питання реалiзму в естетицi Iвана Франка, Киïв, 1958; Журавська I. Ю., Iван Франко i зарубiжнi лiтератури, Киïв, 1961; Дорошенко I. I., Iван Франко √ лiтературний критик, Львiв, 1966; Басс И. И., Художественная проза Ивана Франко, [пер. с укр.], М., 1967; Янковський Ю. З., Животворнi зв'язки. Iван Франко i pociйська реалicтична проза, Киïв, 1968; Мороз М., Iван Франко. Бiблioграфiя творiв. 1874√1966, Киïв, 1966.

М. Н. Пархоменко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое франко иван яковлевич
Значение слова франко иван яковлевич
Что означает франко иван яковлевич
Толкование слова франко иван яковлевич
Определение термина франко иван яковлевич
franko ivan yakovlevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины