Гален Клавдий (Claudius Galenus) [129,
Пергам, — 201 (?), Рим], римский
врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. В Пергаме изучал медицину и философию Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев. Совершил
путешествие в Александрию, Смирну,
Коринф. Переехал в
Рим (164), стал врачом императора
Марка Аврелия. Оставил более 400 трактатов
по медицине философии, из которых сохранилось около 100 (преимущественно по медицине). Изучал анатомию и физиологию, широко пользуясь опытами
над животными (производил вскрытие трупов обезьян и
т. д.). В клинических концепциях
Г. продолжал разрабатывать гуморальное
учение Гиппократа Г. опровергал мнение Аристотеля о мозге как о железе, выделяющей слизь для охлаждения теплоты сердца, считал его средоточием
движения, чувствительности и душевной деятельности. Описал четверохолмие, блуждающий нерв, 7
пар черепномозговых нервов В опытах с перерезкой на разных уровнях спинного мозга свиней показал
значение функций корешков спинного мозга: чувствительных задних и двигательных передних (в 19
в. описаны шотландским врачом
Ч. Беллом и французским
Ф. Мажанди). Г. изучил многие
мышцы: им точно описаны мышцы позвоночного столба, спины и др. Выделил 3 слоя в стенках
артерии. Обнаружение им на трупах недоношенных младенцев овального отверстия в межжелудочковой перегородке, а также отсутствия крови в левом
сердце и артериях (следствие острой смерти животных и гладиаторов) послужило основанием для создания им по существу первой в истории науки концепции о движении крови, просуществовавшей вплоть
до открытий
А. Везалия и
У. Гарвея Согласно этой концепции,
центр кровообращения —
печень, ею вырабатывается
кровь из материала, всасывающегося после приёма пищи (хилус). Из печени кровь попадает в правое сердце, из которого разносится по всему телу и поглощается тканями. Небольшая часть крови через межжелудочковую перегородку попадает в левое сердце для питания «пневмы», наполняющей артерии. Левый желудочек толще, т.
к. это необходимо для уравновешивания сердца и поддержания его в вертикальном положении. Г. описал известные в его
время способы получения лекарств.
Физиологические представления Г. предопределили характер понимания им душевной деятельности: трактовку психических явлений как порождений органической жизни, стремление раскрыть их телесную основу. Это выразилось в его учении о темпераменте Г. полагал, что смешение 4 основных соков, входящих в состав организма, обусловливает не только здоровье или болезнь тела, но и различие в психических свойствах людей. В учении об органах чувств и о произвольных движениях у Г. можно усмотреть разграничение понятий психики и сознания; последнее толкуется как способность человека не только иметь восприятия и мысли, но и осознавать их принадлежность ему. В учении о пневме — своеобразной эфирной субстанции, подобной разогретому воздуху и являющейся носителем душевной жизни, Г. различает жизненную (физическую) пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозгу и нервах.
Систематизировав представления античной медицины в виде единого всеохватывающего учения, Г. оказал огромное влияние на последующее развитие медицины вплоть до начала нового времени; в качестве врача считался непререкаемым авторитетом в течение всего средневековья.
Соч.: Opera omnia, Venetiis, 1541—45; Oeuvres anatomiques, physiologiques et medicales, Р., 1854—56.
Лит.: Ковнер С., История древней медицины, ч. 1, вып. 1—3, К., 1878—88; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, 2 изд., т. 1—2, М., 1960; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, М., 1954.
М. М. Левит, М. Г. Ярошевский.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978