Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - ганди мохандас карамчанд

Ганди мохандас карамчанд

Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, — 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Г. считал своим учителем и духовным наставником.

По возвращении на родину (январь 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914—18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.

Г. и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Г. ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Г. отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919—47 Национальный конгресс под руководством Г. превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).

Г. идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.

Г. боролся против всех проявлений английской политики «разделяй и властвуй», против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст «неприкасаемых» и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919—22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Г. прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923—28 Г. сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института «неприкасаемых», В годы нового подъёма антиимпериалистического движения (1929—33) Г. руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (см. Соляной поход). В 1931 Г. пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Г. соглашался представлять конгресс на конференции «круглого стола» (см. «Круглого стола» конференции), а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Г. заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Г. оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.

Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922—24, 1930—31, 1942—44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.

В 1942, во время 2-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Г. выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946—47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революционные выступления масс (в т. ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства — Индию и Пакистан. Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Г. был убит членом индусской шовинистической организации. Индийский народ глубоко чтит память Г., убеждённого борца за дело национальной независимости.

В советской исторической литературе до середины 50-х тг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе индийского народа.

Соч.: Collected works, v. 1—10, Delhi, 1958—63; Young India. 1919—1922, Madras, 1922; Young India, [v. 2]. 1924—1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; в рус. пер. — Моя жизнь, М., 1969.

Лит см. при ст. Гандизм

А. М. Дьяков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ганди мохандас карамчанд
Значение слова ганди мохандас карамчанд
Что означает ганди мохандас карамчанд
Толкование слова ганди мохандас карамчанд
Определение термина ганди мохандас карамчанд
gandi mohandas karamchand это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины