Большая Советская энциклопедия - гнесин михаил фабианович
Связанные словари
Гнесин михаил фабианович
Ранние произведения Г. связаны с искусством символизма (вокальные циклы на тексты К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, Вл. М. Волькенштейна, 1907—08). В дальнейшем творчество Г. эволюционировало в сторону прояснения стиля и более широкого претворения фольклорного материала. Г. использовал мелодии народов Советского Союза. Один из первых сов. композиторов, воплотивших революционную тематику в оркестровой музыке (симфония, монумент «1905—1917» на слова С. А. Есенина, 1925). Для позднего творчества характерно углубление лирическо-повествовательных и философских мотивов. Г. принадлежат: опера «Юность Авраама» (1923), кантата «Красной Армии» (1943), симфонический дифирамб «Врубель» (слова В. Я. Брюсова, 1911), секстет»Адыгея» (1933); романсы, в том числе цикл «Повесть о рыжем Мотеле» на слова И. П. Уткина (1929), обработки народных песен, музыка к спектаклям и фильмам.
Автор книги «Начальный курс практической композиции» (1941), а также статей, в которых выступал поборником передовых реалистических концепций в художественном творчестве. Государственная премия СССР (1946). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, сост. и общая ред. Р. В. Глезер, М., 1961; Глезер Р. В., Музыкант-гражданин, «Советская музыка», 1957, № 5; Савшинский И. С., Встреча с Гнесиным, там же, 1963, № 5.
Г. М. Ципин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978