Большая Советская энциклопедия - грунт (в живописи)
Связанные словари
Грунт (в живописи)
═ Г. подразделяются: в зависимости от основного компонента ≈ на меловые, гипсовые, известковые и т. п.; в зависимости от связующего ≈ на клеевые, масляные и эмульсионные. В монументальной живописи с древности используются глиняные, гипсовые и известковые грунты (однослойные и многослойные), а с 19 в. ≈ и цементные; в древней и средневековой станковой живописи и миниатюре ≈ меловые и гипсовые грунты на животных клеях. С появлением масляной живописи (15 в.) наряду с клеевыми начинают применяться эмульсионные и масляные грунты (однослойные и многослойные). Г. в русской средневековой стенописи, в иконописи, а также в расписной или золочёной резьбе по дереву называется левкасом
═ Г. в графике ≈ кислотоупорный слой, наносимый при выполнении некоторых видов гравюры (например, офорта, акватинты) на металлическую гравировальную доску с целью предохранить при травлении отдельные её участки от воздействия кислоты.
═ Лит.: Тютюнник В. В., Грунтованный холст для масляной живописи, М., 1949; Киплик Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. ≈ Л., 1950; Сланский Б., Техника живописи. Живописные материалы, [пер. с чеш.], М., 1962.
═ В. В. Филатов, А. С. Зайцев.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978