Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц,
Моравия, ≈ 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии
Профессор в
Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик
Ф.
Брентано и
К. Штумпфа; испытал также влияние
Б.
Больцано, неокантианства (преимущественно Марбургской школы) и др.
Г. выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии («Логические исследования», рус. пер.,
т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считает
психологизм ≈ убеждение в том, что всякий познавательный
акт определяется
по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее
чистое выражение психологизма Г. видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и
Д. Юма через Дж. Милля к
В. Вундту. Современные варианты психологизма Г. находит в натурализме (т.
е. установке естествоиспытателя, превращенной в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе). По мнению Г., сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только
философия, понятая как строгая
наука, наука о феноменах сознания ≈
феноменология. Следуя по пути рационализма
Р. Декарта, Г. стремится найти последние самоочевидные логические принципы и т.
о. очистить
сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру, Г. требует совершить «эпохе», т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое
единство сознания ≈ интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Г. рассматривает как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о
связи субъекта и объекта:
она призвана служить как бы мостом между ними ≈ быть одновременно представителем имманентного
мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Г. называет это
переживание «усмотрением сущности» (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Г. предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает философскую позицию Г. с платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологический (бытийственный)
статус, «сущности» Г. выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой существования (хотя
тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала). Т. о., субъективистские
мотивы Г. сочетает с объективно-идеалистическими.
═ В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией жизни Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Г. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (опубл. 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще.
═ Г. оказал влияние на современную буржуазную философию; среди его учеников ≈ М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др. Феноменология (для которой характерна переориентация с объекта на субъект, с понятийно-спекулятивных методов философского анализа ≈ на «непосредственное прозрение» и «переживание истины» и т. д.) послужила одним из источников экзистенциализма Философия Г. является отражением глубокого кризиса буржуазной философской мысли.
═ Соч.: Philosophic der Arithmetik, Bd I, Lpz., 1891: Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewubtseins, Halle, 1928; Husserliana, Bd 1≈8, 's-Gravenhague, 1950≈1959; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954: в рус. пер. ≈ Философия, как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1.
═ Лит.: Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 3; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П.П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968; Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля, Тб., 1969; Farber М., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Diemer A., Ed. Husserl, 2 Aufl., Meisenheim am Glan, 1965; Tugendhat Е., Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., B., 1970.
═ П.П. Гайденко.
═
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978