Большая Советская энциклопедия - халс франс
Связанные словари
Халс франс
Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, ≈ 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство Х. характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам; оно отразило духовный подъём голландского народа, наступивший в результате войн за независимость страны. Используя технику свободного, темпераментного мазка, Х. значительно расширил шкалу изображения человеческих чувств, чаще всего стремясь художественно зафиксировать наиболее яркий миг внутренней жизни портретируемого.
═ Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Учился у К. ван Мандера (1600≈03). Мастер с 1610. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616, см. илл.) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х гг. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623≈25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В портретах 1620≈30-х гг. Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. ван Хейтхейзен», около 1625≈36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем; «Цыганка», Лувр, Париж; «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг; все ≈ около 1630). В этот же период Х. радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623≈27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, см. илл.; «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639; все ≈ Музей Ф. Халса, Харлем). Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, там же; портрет молодого человека, около 1642≈50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Х, исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650≈52, Эрмитаж, Ленинград; «В. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе ≈ 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Х. умер в харлемской богадельне. Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров 17 в., испытавших его влияние, ≈ А. Брауэр, бр. А. и И. Остаде, Я. Стен и др.
═ Лит.: Сененко М. С., Франс Хальс, М., 1965; [Линник И.], Франс Хальс, [Л., 1967]; Лазарев В. Н., Франс Гальс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 119 ≈ 55; Descargues P., Hals, Gen., 1968; Grimm C., Frans Hals, B., 1972; Slive S., Frans Hals, v. 1≈3, L., 1970≈74.
═ Т. А. Седова.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978