Большая Советская энциклопедия - хор
Связанные словари
Хор
I
(греч. chorós)
обязательный коллективный участник древнегреческого спектакля (5 в. до н. э.). Древнегреческая драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий. В трагедиях Эсхила Х. состоял из 12 чел., Софокла — около 15, в комедиях — до 24 чел. Подбор и оплату Х. брал на себя хорег (руководитель хора — богатый гражданин Афин). Непосредственную его подготовку к выступлению осуществлял хородидаскал (буквально — учитель хора).
Значение Х. в древнегреческом театре связано с общенародным характером театра: Х. выражал отношение зрителей к событиям пьесы, служил своеобразным «гласом народа» (Х. в «Персах» и «Агамемноне» Эсхила, «Антигоне» Софокла) и одновременно выступал также как действующее лицо («Молящие» и «Эвмениды» Эсхила, ранние комедии Аристофана). С повышением интереса к индивидуальным героям роль Х. снижается (у Еврипида партии Х. содержат обычно только лирические размышления). В поздних комедиях Аристофана, а затем у Менандра партии Х. заменяются разделяющими акты вставными номерами и танцами, не связанными с сюжетом комедии.
II
1) коллектив певцов. Х. различают по составу — однородные (женские, мужские, детские) и смешанные, а также по количеству исполнителей — большие и малые. Смешанный Х. состоит из 4 групп: сопрано, альтов (женские голоса), теноров и басов (мужские голоса). Каждая из них может разделяться на несколько партий (т. н. divisi). Минимальное число участников смешанного Х. — 12 (по 3 чел. в одной группе, что позволяет использовать цепное дыхание), максимальное — обычно до 100—120 (с пропорциональным распределением певцов по группам для соблюдения ровности ансамблевого звучания). Х. может быть единственным исполнителем произведения или одним из участников исполнения вокально-симфонического, музыкально-сценического сочинения. Существуют 2 вида Х. — а капелла (без сопровождения) и с инструментальным сопровождением;
2) музыкальное сочинение, предназначенное для хорового исполнения, самостоятельное или часть какого-либо произведения — оперы, мессы, оратории, кантаты. Иногда используется в инструментальном жанре — симфонии (9-я симфония Бетховена, ряд симфоний Малера), а также в балете («Щелкунчик» Чайковского, «Дафнис и Хлоя» Равеля);
3) парные, утроенные и т.д. струны в струнных музыкальных инструментах.
III
в архитектуре, в раннехристианских культовых сооружениях пространство перед главным алтарём (См. Алтарь), где помещался хор певчих; позднее в западно-европейских странах Х. стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.
IV
Хоро, Пор, река в Хабаровском крае РСФСР, правый приток Уссури. Длина 453 км, площадь бассейна 24 700 км2. Течёт по западному склону хребта Сихотэ-Алинь в глубокой долине, в низовьях — по Нижнеамурской низменности, близ устья разбивается на рукава. Питание преимущественно дождевое. Летом катастрофические паводки. Средний расход воды 388 м3/сек, наибольший — около 5000 м3/сек. Замерзает в конце октября — в ноябре, вскрывается в конце апреля — начале мая. Сплавная. Местное судоходство на 196 км от устья.
V
посёлок городского типа в районе им. Лазо Хабаровского края РСФСР. Расположен на р. Хор (приток р. Уссури). Ж.-д. станция на линии Хабаровск — Владивосток, в 72 км к Ю. от Хабаровска. Деревообрабатывающий комбинат, гидролизный и кирпичный заводы. Строится (1978) биохимический комбинат.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978