Большая Советская энциклопедия - иоахим флорский
Связанные словари
Иоахим флорский
(Калабрийский)
Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (около 1132—1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, около 1177 избран аббатом, около 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище.
Создатель мистико-диалектической концепции исторического процесса, выразившей глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов», 1519, и «Пособие к Апокалипсису», 1527), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трём лицам христианской троицы — отцу, сыну и св. духу. В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. духа должно начаться около 1260: после периода борьбы и искушений восторжествуют любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками, честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа «ангелический Папа», буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение «Вечного Евангелия», наконец, произойдёт примирение католиков с православными, и в эту возрожденную вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи. Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним Хилиазмом и плебейскими ересями (См. Ереси) позднего средневековья.
Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 — начала 14 вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создаётся обширная псевдо-иоахимовская литература. Дольчино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно у русского религиозного философа В. С. Соловьёва.
Соч.: Liber figurarum, 2 ed., v. 1—2, Torino, 1953.
Лит.: Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1959; Grundmann H., Studien über Joachim von Floris, Lpz., 1927; его же, Neue Forschungen über Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Russo F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954.
С. С. Аверинцев.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978