Большая Советская энциклопедия - клаузевиц карл
Связанные словари
Клаузевиц карл
Мировоззрение К. формировалось под воздействием идей Великой французской революции и национально-освободительного движения народов Европы начала 19 в. Его взгляды были умеренно буржуазными, в них наряду с прогрессивными идеями и резкой критикой феодальной военной системы уживались реакционные идеи, прусский национализм и антидемократизм. Философской основой его взглядов была идеалистическая философия Г. Гегеля, И. Канта и И. Г. Фихте. К. впервые применил диалектический метод в военной теории, рассматривая явления военного искусства в их взаимосвязи и развитии. Глубоко изучил свыше 130 походов и войн с 1566 по 1815 и написал ряд военно-исторических работ. Главным трудом К. является 3-томное исследование «О войне» (рус. пер. 1932‒ 1936), где изложены взгляды автора на природу и сущность войны, формы и способы её ведения.
Военно-теоретическое наследие К. составило целый этап в развитии военной мысли 19 в. Многие положения К. сохранили своё значение. Классики марксизма-ленинизма высоко оценили его заслуги. Ф. Энгельс считал, что в лице его германская литература выдвинула звезду первой величины. В. И. Ленин называл его «... одним из великих военных писателей...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 292), «... основные мысли которого сделались в настоящее время безусловным приобретением всякого мыслящего человека...» (там же, т. 32, с. 79). Центральное место среди научных достижений К. занимает положение о связи войны с политикой: «война есть продолжение политики иными средствами», в политике уже заключаются в скрытом виде основные очертания будущей войны. «Марксисты справедливо считали всегда это положение теоретической основой взглядов на значение каждой данной войны» (там же, т. 26, с. 316). Однако К., будучи идеалистом, рассматривал политику государства как представителя интересов всего общества и не понимал движущих сил развития самой политики, то есть классовой борьбы. К. правильно утверждал, что «всякая эпоха имеет свои собственные войны», а изменения в военном искусстве вызываются «новыми общественными условиями и отношениями». Однако К. не мог понять, чем, в конечном счете, определяется развитие военного искусства, и объяснял его довольно противоречиво. К. много сделал для разработки теории военного искусства и его составных частей ‒ стратегии и тактики. Им были установлены некоторые стратегические принципы, необходимые для достижения победы (полное напряжение всех сил, сосредоточение возможно больших сил на направлении главного удара, быстрота и внезапность действий, энергичное использование достигнутого успеха). Умело применяя диалектический метод, К. верно разрешил такие проблемы, как соотношение наступления и обороны, значение морального духа армии и др. Большое значение К. придавал материальному, географическому и моральному факторам, роли полководца и др.
Соч.: Hinterlassene Werke über Krieg und Kriegsführung, Bd 1‒10, В., 1832‒37: Итальянский поход Наполеона Бонапарта 1796 г., M., 1939; 1799 г., ч. 1‒2 M 1938‒39; 1806 г., 2 изд., M., 1938‒1812 г. 2 изд., М., 1937.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 360: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 443); Свечин А. А., Клаузевиц, М., 1935; Фабиан Ф., Перо и меч, М., 1956; Цветков В., Выдающийся военный мыслитель XIX в., «Военно-исторический журнал», 1964, № 1.
В. Г. Клевцов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978