Большая Советская энциклопедия - коровин
Связанные словари
Коровин
I
Коро́вин
Евгений Александрович [18(30).9.1892, Москва, — 23.11.1964, там же], советский юрист, специалист в области международного права и его истории; профессор (1923), доктор юридических наук (1938), член-корреспондент АН СССР (1946). По окончании в 1915 Московского университета вёл научную и педагогическую деятельность. Участвовал как член советских делегаций в работе ряда международных совещаний. С 1957 член Постоянной палаты Третейского суда. С 1959 председатель Комиссии АН СССР по правовым вопросам межпланетного пространства. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Современное международное публичное право, М.— Л., 1926; «Разоружение», М.— Л., 1930 (совм. с Егорьевым В. В.); История международного права, в. 1, М., 1946; Основные проблемы современных международных отношений, М., 1959.
II
Коро́вин
Евгений Петрович [13(25).2.1891, Москва, — 1.12.1963, там же), советский ботаник, академик АН Узбекской ССР (1947). Окончил Московский университет (1917). С 1920 в Ташкенте, участвовал в создании Среднеазиатского университета (профессор с 1932). Директор Института ботаники и зоологии (1943—48), института ботаники (1950—52) АН Узбекской ССР. Исследовал флору (описал свыше 100 новых видов и 8 родов растений семейства зонтичных, маревых, гречишных и др.) и растительность Средней Азии (составил геоботаническую карту, разработал районирование). Занимался вопросами с.-х. освоения аридных территорий. Премия им. В. Л. Комарова (1947). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Растительность Средней Азии и Южного Казахстана, 2 изд., т. 1—2, Таш., 1961—62.
Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 4, М., 1952, с. 355—61 (библ.); Культиасов М. В., Памяти Е. П. Коровина, «Ботанический журнал», 1966, т. 51, в. 6 (дополнит. библ.).
III
Коро́вин
Константин Алексеевич [23.11(5.12).1861, Москва, — 11.9.1939, Париж], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875—86) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1882). Работал в Москве, с 1923 — за границей. В 1885—91 и 1896—98 декоратор Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1903—10 художник Большого театра, с 1910 главный декоратор и художник-консультант московских императорских театров. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901—18) и Государственных свободных художественных мастерских (1918—1919). Среди учеников — А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Был членом объединений — «Мир искусства» и Союз русских художников. Уже в ранний период выдвинулся как один из крупнейших художников-реалистов, мастеров Пленэра в русской живописи, автор пейзажей, жанровых картин и портретов («Северная идиллия», 1886, «У балкона», 1888—89, «Зимой», 1894, — все в Третьяковской галерее; портрет Т. С. Любатович, 1886—87, Русский музей, Ленинград), замечательных ярким жизнелюбием, тонкостью и богатством колорита, непосредственностью и свежестью ощущения мира, природы, солнечного света. К. вносил черты динамики и живописности и в свои монументально-декоративные композиции (панно на темы русского Севера для Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде и для Всемирной выставки 1900 в Париже). Глубоко воспринимая достижения французского импрессионизма и стремясь передать изменчивые мгновенные впечатления, К. на рубеже 20 в. обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, импульсивному эскизному письму («Парижское кафе», 1899—1900, Третьяковская галерея), в 1910-х гг. — к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911, Русский музей). Реформатор театральной живописи, К. создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля («Конёк-Горбунок» Пуньи, 1901, «Руслан и Людмила» Глинки, 1907, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, 1911, — в Большом театре, Москва). Позднее творчество К., эмигрировавшего во Францию, отмечено чертами поверхностной декоративности.
Соч.: Константин Коровин вспоминает, М., 1971.
Лит.: Константин Коровин. Жизнь творчество, М., 1963; Коган Д., Константин Коровин, М., 1964; Власова Р. И., Константин Коровин. Творчество, Л., 1970.
К. А. Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911. Русский музей. Ленинград.
К. А. Коровин.
IV
Коро́вин
Сергей Алексеевич [7(19).8.1858, Москва, — 13(26).10.1908, там же], русский живописец-жанрист. Брат К. А. Коровина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1876—86) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова, преподавал там же в 1888—1907. Член Союза русских художников (См. Союз русских художников). Продолжал демократические традиции искусства передвижников (См. Передвижники) («Перед наказанием», 1884, Музей Революции СССР, Москва). В его своеобразной по композиции (высокий горизонт, крупные планы, срезы фигур) и наиболее значительной картине на крестьянскую тему «На миру» (1893, Третьяковская галерея) нравственно-гуманистическую и критическую направленность усиливается острым психологическим конфликтом, глубоким социальным анализом классового расслоения пореформенной русской деревни. Во 2-й половине 1890-х гг. в жанрах К. появляются лиризм, интерес к пейзажу, а тщательность разработки отдельных деталей в ранних картинах сменяет широкая, этюдная манера письма («К Троице», 1902, Третьяковская галерея). Из иллюстраций К. выделяются экспрессией и трагизмом рисунки к повести Гоголя «Шинель» (между 1900—08, Третьяковская галерея и Русский музей).
Лит.: Суздалев П., С. А. Коровин, Л.,1967.
С. А. Коровин. «На миру». 1893. Третьяковская галерея. Москва.
С. А. Коровин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978