Большая Советская энциклопедия - леонов леонид максимович
Связанные словари
Леонов леонид максимович
В конце 30 — начале 40-х гг. Л. выступает в основном как драматург: пьесы «Половчанские сады», «Волк» (обе — 1938), «Метель» (1939), «Обыкновенный человек» (1941). Первым откликом Л. на Великую Отечественную войну 1941—45 явилась пьеса «Нашествие» (1942; Государственная премия СССР, 1943), за которой последовали пьеса «Лёнушка» (1943) и повесть «Взятие Великошумска» (1944). Широкое звучание в военные годы приобрела патриотическая публицистика Л. После окончания войны писатель приступил к созданию романа «Русский лес» (1953; Ленинская пр., 1957) — крупнейшего своего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности. Многолетняя история борьбы в русской науке о лесе, рассказ о двух типах учёных становится в многоплановом повествовании «Русского леса» страстной исповедью писателя, выражением его главных жизненных и творческих идей, где первое место занимает идея действенного и ответственного патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух национальной культуры и подкрепленного практическим участием в народной жизни. Здесь находят завершение долгие поиски Л. новой формы романа, сочетающей реалистическую достоверность и точность психологических мотивировок с эпической обобщенностью картин народной жизни и глубоким лиризмом повествовательного стиля. В «Русском лесе» особенно очевидно органическое соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта 20 века. Особенно важное место в образной системе романа занимают реалистические символы и ёмкие метафоры.
Во 2-й половине 50 — начале 60-х гг. Л. возвратился к старым замыслам, создал новые варианты пьесы «Золотая карета» (1946, 2-я редакция 1955, 3-я — 1964), в 1952 — новое, коренным образом переработанное издание романа «Вор», в 1963 — новую редакцию пьесы «Метель» и в 1964 — «Нашествия». Л. доработал написанную в 1938 повесть о русской эмиграции «Evgenia lvanovna» (1963). С темами антивоенной публицистики Л. связан его сатирический кинопамфлет «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961). Писатель ведёт активную общественную деятельность как борец за мир. Выступает в защиту природы; активно участвует в обществе охраны памятников истории и культуры. Произведения Л. переведены на многие иностранные языки. Л. — депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Собр. соч. [Вступ. [Вступ. ст. Д. Горбова], Л., 1928—30; Собр. соч.1 т. 1—5, Хар. — М. — Л., 1928 [Предисл. В. Ковалева], т. 1 — 6, М., 1953 — 55; Собр. соч. [Предисл. Е. Стариковой], т. 1—9, М., 1960—62; Собр. соч. [Вступ. ст. Е. Суркова], т. 1—10, М., 1969—72.
Лит.: Богуславская З., Леонид Леонов, М., 1960; Власов Ф., Поэзия жизни, М., 1961; Финк Л., Драматургия Леонида Леонова, М., 1962; Ковалев В., Реализм Леонова, Л., 1969; его же. Новые зарубежные труды о Леонове, «Русская литература», 1973, № 1; Творчество Л. Леонова. Сб. ст., Л., 1969; Щеглов М., «Русский лес» Леонида Леонова, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1971; Старикова Е., Леонид Леонов, М., 1972; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.
Е. В. Старикова.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978