Большая Советская энциклопедия - лепешинская
Связанные словари
Лепешинская
I
Лепеши́нская (урождённая Протопопова)
Ольга Борисовна [6(18).8.1871, Пермь, — 2.10.1963, Москва], деятель российского революционного движения, советский биолог, академик АМН СССР (1950). Член Коммунистической партии с 1898. Родилась в буржуазной семье. Училась в Лозанне и Москве на медицинском факультете университета (окончила в 1915). С 1894 участвовала в работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1897 последовала за своим мужем П. Н. Лепешинским в ссылку, где служила фельдшером в с. Курагинском Енисейской губернии; в числе 17 ссыльных подписала «Протест российских социал-демократов» против «экономистов». С 1900 участвовала в организации псковской группы содействия «Искре». В 1903—06 в эмиграции. В 1906—10 вела партийную работу в Орше, затем работала врачом в Москве и Крыму. В 1917 член ревкома станции Подмосковная. С 1919 на преподавательской и научной работе в Ташкенте, затем в Москве, с 1949 в институте экспериментальной биологии АН СССР. Основные работы по оболочкам животных клеток, гистологии костной ткани. Представление Л. о неклеточной структуре живого вещества (См. Живое вещество) отвергнуто как не получившее подтверждения. Государственная премия СССР (1950). Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Встречи с Ильичем (Воспоминания старой большевички), 3 изд., М., 1971.
Лит.: Коптелов А., Всегда за Лениным, в кн.: Женщины русской революции, М., 1968.
II
Лепеши́нская
Ольга Васильевна [р. 15(28).9.1916, Киев], советская артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1951). Член КПСС с 1943. Окончила Московское хореографическое училище. В 1933—63 артистка балетной труппы Большого театра. Дебютировала в партии Лизы («Тщетная предосторожность» Гертеля), затем исполнила ведущие партии: Суок («Три толстяка» Оранского), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Маша («Щелкунчик» Чайковского), Китри («Дон Кихот» Минкуса) и др. Обладая драматическим дарованием, заразительным темпераментом, виртуозной техникой, Л. расширила выразительные возможности классического танца. Артистке были доступны как комедийные, так и драматические партии. Среди лучших работ: Золушка («Золушка» Прокофьева), Жанна («Пламя Парижа» Асафьева), Тао Хоа («Красный мак» Глиэра), Сванильда («Коппелия» Делиба), Мирандолина («Мирандолина» Василенко) и др. С 1963 ведёт педагогическую работу, выезжала в качестве педагога и репетитора в Италию, ВНР, ГДР, Швецию и др. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Награждена 3 орденами, а также медалями.
Лит.: Гарин Ф., Ольга Лепешинская, в кн.: Молодые мастера искусства, М. — Л., 1938; Ольга Васильевна Лепешинская, М., 1953.
М. С. Клейменова.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978