Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц,
Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора.
Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в
Берлин, отказался от духовной
или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное
существование независимого литератора. В 1760—65
секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать
театр в Гамбурге (1767—68). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной
пафос деятельности
Л. —
борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях
право человека на радости жизни, Л. в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна
фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая
мораль торжествует
над сословными и региональными предрассудками. В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) гневно осудил
деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую
деятельность Л. (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751—55; издание «Театральной библиотеки», 1754—1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая
поэма «Натан Мудрый» (1779). Важнейшая заслуга Л. — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766),
защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767—69). В философии Л. явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии.
Н.
Г.
Чернышевский посвятил Л. спец. монографию (1857). Высокую оценку деятельности Л.
дали К.
Маркс,
Ф.
Энгельс, Ф.
Меринг. В 1888—1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».
Соч.: Sämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1—23, Stuttg., 1886—1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1—10, В., 1954—58; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—10, СПБ. 1904; Драмы, М. — Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Гриб В. P., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934; RiIIa Р., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960; Seidel S., G. E. Lessing, 1729 — 1781. Eine Einführung in sein Leben und Werk, B., 1963; Ritzel W., G. E. Lessing, Stuttg. — [u. a.], 1966; Guthke K. S., Der Stand der Lessing-Forschung. Ein Bericht uber die Literatur von 1932—1962, Stuttg., 1965.
Г. М. Фридлендер.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978