Большая Советская энциклопедия - левицкий
Связанные словари
Левицкий
I
Леви́цкий
Александр Андреевич (23.11.1885, Москва, — 4.7.1965, там же), советский кинооператор, основоположник отечественной школы операторского искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). В кино с 1910. В дореволюционные годы снял около 100 фильмов художественных (главным образом экранизаций русской классической литературы), документальных, хроникальных и научно-популярных. Л. снимал хронику Гражданской войны 1918—20, ему принадлежат уникальные съёмки В. И. Ленина. Участвовал в создании первых советских художественных фильмов — «Восстание» (1918), «Мать» (1920), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 работал на киностудии «Воентехфильм». Государственная премия СССР (1949) за съёмки документальных кадров В. И. Ленина, вошедших в фильм «Владимир Ильич Ленин» (1949). С 1924 преподавал во ВГИКе (с 1939 — профессор). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Рассказы о кинематографе, М., 1965.
II
Леви́цкий
Григорий Васильевич (27.10.1852, Харьков, — 1918), русский астроном. Окончил Петербургский университет (1874), работал на Пулковской обсерватории, сначала сверхштатным астрономом, а с 1876 — вычислителем. С 1879 доцент Харьковского университета, способствовал созданию Харьковской обсерватории; с 1894 профессор Юрьевского университета, директор Юрьевской обсерватории (1898—1908). Написал историю этих двух обсерваторий. Л. исследовал микроколебания земной коры и пытался найти критерий для прогноза землетрясений. В 1915—18 председатель Русского астрономического общества.
III
Леви́цкий
Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (?), — 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве (1752—55). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е — начало 1780-х гг. — период расцвета творчества Л. Уже в портрете А. Ф. Кокоринова (1769—70, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Л. выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и др. произведениях (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773; оба — в Третьяковской галерее) общая торжественность в традициях позднего Барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 17—18 вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773—76, Русский музей) Л. создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространственного решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Л.; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773—74, Музей искусства и истории, Женева; Н. А. Львова, 1773—1774, Литературный музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я. Е. Сиверса, 1779; все три — в Третьяковской галерее; И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей русского искусства). С начала 1780-х гг. в творчестве Л. сказывается влияние Классицизма; в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Л. был близок. Со 2-й половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Л. рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в русском народном костюме, 1785, Третьяковская галерея; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е гг., Русский музей). Однако и в поздние годы Л. создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты: дочерей А. И. Воронцова, около 1790, Русский музей; неизвестного со сфинксом, 1790-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Л. почти не работал. Творчество Л. — одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 в., его преподавательская деятельность (в 1771—87 он возглавлял портретный класс АХ) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Л. — П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и др.).
Лит.: [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964.
Т. В. Алексеева.
Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.
IV
Леви́цкий
Иван Семенович (1838—1918), настоящая фамилия и имя украинского писателя И. С. Нечуя-Левицкого (См. Нечуй-Левицкий).
V
Леви́цкий
Олег Дмитриевич [6(19).3.1909, Петербург, — 24.1.1961, Москва], советский геолог, член-корреспондент АН СССР (1953). Окончил Ленинградский горный институт (1930). Проводил геологоразведочные работы в Забайкалье, на С.-В. СССР и Дальнем Востоке. С 1938 работал в институте геологических наук СССР, с 1956 — в институте геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии АН СССР. Основные исследования посвящены вольфрамовым и оловянным месторождениям. Государственная премия СССР (1946). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Вольфрамовые месторождения Восточного Забайкалья, М. — Л., 1939 (Месторождение редких и малых металлов СССР, т. 2); Месторождения касситеритово-кварцевой формации, в кн.: Труды института геологических наук АН СССР, в. 82, М., 1947; К вопросу о значении коллоидных растворов при рудоотложении, в сборнике: Основные проблемы в учении о магматогенных рудных месторождениях, М., 1953.
Лит.: Бетехтин А. Г. [и др.], Олег Дмитриевич Левицкий, «Геология рудных месторождений», 1961, № 2; Годлевский М. Н., Олег Дмитриевич Левицкий, «Записки Всесоюзного Минералогического общества», 1961, т. 90, в. 3.
VI
Леви́цкий
Сергей Львович (1819, Петербург, — 1898, там же), русский мастер фотоискусства, один из пионеров фотографии в России. Увлекся дагеротипией (См. Дагеротипия) с момента её появления (1839). В 1840-е гг. изучал в Париже под руководством Л. Ж. М. Дагера основы фотографии. В 1849 основал в Петербурге «дагеротипное заведение», «Светопись» и вскоре получил широкую известность как фотопортретист. В начале 1860-х гг. работал в Париже, неоднократно удостаивался наград на международных выставках. В 1867 вернулся в Петербург. Наследие Л. велико и составляет целую галерею портретов выдающихся деятелей русской литературы и искусства. Манере Л. свойственно глубокое проникновение в характер портретируемого при точной фиксации его индивидуальных черт. Иллюстрации см. при ст. Фотоискусство.
VII
Леви́цкий (Lewicki)
Тадеуш (р.29.1.1906, Львов), польский востоковед. Окончил в 1931 Львовский университет. С 1954 профессор Ягеллонского университета в Кракове. Ему принадлежат публикация и разработка арабских источников по истории ибадитов (абадитов (См. Абадиты)), славянских народов, издание кладов арабских монет 8—9 вв. на территории Польши, а также исследования о сложении государства в Северной Польше, об экономической жизни и торговых связях славян со странами Востока.
Соч.: Etudes ibadites nord-africaines, p. 1, Warsz., 1955; Polska i kraje sasiednie w šwietle «Ksiegi Rogera» geografa arabskiego z XII w al-ldrisi'ego, cz. 1—2, Warsz., 1945—54; Zródła arabskie do dziejów słowiansczyzny, t. 1—2, Wroclaw — [i. i.] 1956—69; Arabic external sources for the history of Africa to the south of Sahara, Wroclaw — [i. i.] 1969.
Лит.: Сообщения польских ориенталистов, М., 1961, с. 107—109 (библ.).
VIII
Леви́цкий
Федор Васильевич [2(14).5.1858, Новоукраинка, ныне Кировоградской области, — 19.2.1933, Чернигов], украинский советский актёр, заслуженный артист УССР (1926). С 1888 выступал на профессиональной сцене в труппах М. Л. Кропивницкого, О. З. Суслова, в созданной им труппе (1905—08), в театре Н. К. Садовского, в Первом украинском драматическом театре им. Т. Г. Шевченко, и др. Сценические образы Л. (преимущественно комедийные) отличались яркой выразительностью, жизненной достоверностью. Роли: Писарь («Бурлака» Карпенко-Карого), Возный («Наталка-Полтавка» Котляревского), Каленик («Майская ночь» Старицкого), Старшина («На ревизию» Кропивницкого), Копыстка («97» Кулиша), Пикалов («Любовь Яровая» Тренева) и др.
Лит.: Василько В. С., Ф. В. Левицький, Київ, 1958.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978