Большая Советская энциклопедия - леже
Связанные словари
Леже
I
Леже́ (Léger)
Алекси (р. 1887), французский поэт; см. Сен-Жон Перс.
II
Леже́ (Léger)
Фернан (4.2.1881, Аржантан, Нормандия, — 17.8.1955, Жиф-сюр-Ивет, там же), французский живописец, мастер декоративного искусства. Член Французской коммунистической партии с 1945. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1903—05). В 1940—45 жил в США. С 1909 примыкал к Кубизму. Кубистические работы Л. отличаются динамикой пространственного построения и контрастами открытых тонов («Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель). Поиски отвлечённой пластической выразительности цвета на время сближают Л. с практикой абстрактного искусства, от которой он отказывается впоследствии (в станковых произведениях). В лаконичных, конструктивных композициях конца 10—20-х гг. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Л. стремится эстетически осмыслить облик индустриального города, найти гармонию между человеком и миром современной техники («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия; «Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Бьо). В живописи Л. 30—50-х гг. нарастают черты декоративизма, вместе с тем в неё вводится ясная сюжетная основа. Центральная для Л. тема труда и отдыха рабочих воплощается в монументальных, лапидарно-обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах («Строители», 1951, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Своё стремление к синтезу искусств Л. проявляет ещё в 1925, сотрудничая с Ле Корбюзье (павильон «Эспри нуво»), но реализует главным образом в последующие годы в мозаиках и витражах церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). По эскизам Л. оформлен музей его имени в Бьо (1956—1960), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эссонис (1965—66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Л. обращался также к керамике и коврам, иллюстрировал книги, работал для театра и кино.
Соч.: Fonctions de la peinture, [P.], [1970].
Лит.: Жадова Л., Фернан Леже. [Альбом], М., 1970; Descargues P., Fernand Léger, P., 1955; Hoinmage a Fernand Léger, P., 1971.
В. А. Калмыков.
«Мать и дитя». Мозаика. 1950-е гг. Национальный музей Фернана Леже, Бьо.
«Строители». 1951. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
«Детская площадка». Полихромическая скульптура. Выполнена в 1960 по эскизам Леже. Национальный музей Фернана Леже, Бьо.
«Женщина с цветком и птицей». Керамический рельеф. 1953. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
«Чёрная лошадь». Керамический рельеф. 1953. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
«Передача энергии». Монументальное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке 1937 в Париже. Национальный музей Фернана Леже, Бьо.
«Подсолнух». Керамический рельеф на мозаичном фоне. 1953. Национальный музей Фернана Леже, Бьо.
«Композиция с двумя попугаями». 1935—39. Национальный музей современного искусства. Париж.
«Композиция с ключами». 1929.
«Большой буксир». 1920—21. Частное собрание.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978