Лукач (Lukács) Дьёрдь (13.4.1885,
Будапешт, ‒ 4.6.1971, там же), венгерский философ и литературный критик,
член Венгерской АН. Философское
образование получил в Будапеште, Берлине и Гейдельберге. Был близок к
Г. Зиммелю и
М. Веберу, однако в формировании его идеалистического мировоззрения большую
роль играла классическая немецкая
философия. Наиболее значительные труды этого периода: «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920). В годы 1-й мировой войны 1914‒18 созрел его
протест против буржуазной культуры и сочувствие рабочему классу.
Л. порвал с кружком Вебера и занял интернационалистскую позицию. Громадное влияние оказала на него
Великая Октябрьская
революция в России. В 1918 Л. вступил в Коммунистическую партию Венгрии, в 1919 ‒
нарком по культурным делам Венгерской советской республики. После разгрома республики (1919) работал в эмиграции в Вене, принимал активное участие в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. Его политические взгляды начала 20-х годов несут на себе отпечаток левого сектантства. Критику этих взглядов
В.
И. Лениным (см. Полное собрание сочинений, 5 изд.,
т. 41,
с. 135‒36) он вскоре признал. Позднее Л. признал и недостатки своей философской книги «История и классовое сознание» (1923). Воззрения Л. в дальнейшем были не всегда последовательными, порою он допускал серьёзные политические ошибки. Решающее
значение для формирования философских взглядов Л. имела его
деятельность в Москве (1930‒45). Здесь он занимался исследованием эстетического наследия Маркса и Энгельса, разработкой теории классического реализма, выступал против вульгарной социологии и модернизма. Л. был близок к работе Коммунистической академии и журнала «Литературный критик». К этому периоду относятся его зрелые труды, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937) и «К истории реализма» (1939), а также «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель» и др. В 1945 Л. вернулся в Венгрию, где принял участие в создании новой венгерской культуры. Активный участник
движения борцов за
мир, член Всемирного Совета
Мира. Его выступления против современной буржуазной философии имели международное значение («Разрушение разума», 1954). В 50-х годах Л. работал
над систематическим изложением марксистской эстетики. Два первых
тома этого труда («Специфика эстетического», 1963) содержат
анализ принципов реализма в искусстве с точки зрения ленинской теории отражения.
Эта позиция Л. вызвала резкие критические нападки буржуазной печати и ревизионистов (франкфуртская
школа,
Р. Гароди и другие). Последние работы Л. посвящены онтологии общественного бытия. Отдельные части этого обширного труда изданы посмертно.
Премия имени Кошута (1948, 1955). Награжден юбилейной медалью
СССР в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
Соч.: Lenin. Studie über den Zusammenhang seiner Gedanken, [B. ‒ W.], 1924; Fortschritt und Reaktion in der deutschen Literatur, B., 1947; Existentialisme ou marxisme, P., 1948; Schicksalswende. Beiträge zu einer neuen deutschen Ideologie, 2 Aufl., B., 1956; Adalékok az esztétika történetéhez, Bdpst, 1953; Beiträge zur Geschichte der Ästhetik, B., 1956; Német realisták, Bdpst,1955; Skizze einer Geschichte der neueren deutschen Literatur, B., 1955; A különösség mint esztétikai kategória, Bdpst, 1957; Widerden missverstandenen Realismus, Hamb., 1958; Schriften zur Literatursoziologie. Ausgewählt und eingeleitet von P. Ludz, B., 1961: Utam marxhoz, köt. 1‒2, Bdpst, 1971; в русском переводе ‒ Материализация и пролетарское сознание, «Вестник Социалистической Академии», 1923, кн. 4‒6; Борьба гуманизма и варварства, Таш., 1943.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978