Большая Советская энциклопедия - маковский
Связанные словари
Маковский
I
Мако́вский
Владимир Егорович [26.1(7.2).1846, Москва, — 21.2.1920, Петроград], русский живописец, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893). Сын художественного деятеля Е. Н. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1861—66) у С. К. Зарянко, преподавал там же (1882—94) и в петербургской АХ (1894—1918; с 1895 — ректор). Ученики: А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов и другие. С 1872 член Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). В ранних работах («Игра в бабки», 1870; «В приёмной у доктора», 1870; «Любители соловьев», 1872—73; все — в Третьяковской галерее) проявились свойственные М. наблюдательность, чувство юмора, умение в правдивой и непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. В середине 1870-х годов определяется его главная тема — городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях М. показывает (иногда несколько поверхностно) жизнь различных слоев русского общества, повествует о тяжёлой судьбе, заботах и радостях городских низов («Посещение бедных», 1874; «Друзья-приятели», 1878; обе — в Третьяковской галерее). Начиная с 1870-х годов М. создаёт произведения, проникнутые социально-критическим содержанием («Ожидание», 1875, Третьяковская галерея; «Осуждённый», 1879, Русский музей, Ленинград). 1880—90-е годы — зрелый период творчества М. В драматической сцене «Крах банка» (1881) он убедительно передаёт отчаяние обманутых людей, в картине «Свидание» (1883) — трогательное чувство материнской любви, в картине «На бульваре» (1886—87; все названные произведения — в Третьяковской галерее) — печальные стороны жизни большого города. В ряде произведений этих лет М. приближается к пленэрной живописи («Объяснение», 1889—91, Третьяковская галерея). Свои демократические взгляды М. выражает в серии картин «На Волге» (1896), посвященной волжскому трудовому люду; в ряде произведений конца 19 — начала 20 веков он откликается на важные политические события («9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905, Музей Великой Октябрьской социалистической Революции, Ленинград), создаёт образы революционной интеллигенции («Вечеринка», 1875—97, Третьяковская галерея; «Допрос революционерки», 1904, Музей Революции СССР, Москва). М. работал также в области портрета. Известен и как график.
Лит.: Друженкова Г. А., В. Маковский, М., 1962.
«Крах банка». 1881. Третьяковская галерея. Москва.
«Объяснение». 1889—91. Третьяковская галерея. Москва.
«Вечеринка». 1875—97. Третьяковская галерея. Москва.
В. Е. Маковский. «Свидание». 1883. Третьяковская галерея. Москва.
В. Е. Маковский.
II
Мако́вский
Владимир Матвеевич [15(27).7.1870, Ейск, — 3.1.1941, Харьков], советский учёный в области турбостроения. Член КПСС с 1940. В 1894 окончил Харьковский технологический институт. С 1896 работал в Главных паровозных мастерских в Харькове. В 1899 за участие в революционном движении был выслан в Грозный. В 1904—30 преподавал в Екатеринославском (Днепропетровском) горном институте, с 1930 — в Харьковском механико-машиностроительном институте, где в 1932 организовал кафедру турбостроения. В 1933 создал газотурбинную лабораторию, в которой был разработан проект стационарной газовой турбины мощностью 736 квт (1000 л. с.). В 1940 эта турбина была построена Харьковским турбогенераторным заводом, но её испытания прервала Великая Отечественная война 1941—45.
Лит.: Шнез Я. И., К пятнадцатилетию со дня смерти заслуженного профессора В. М. Маковского, «Энергомашиностроение», 1956, № 6.
III
Мако́вский
Константин Егорович [20.6(2.7).1839, Москва, — 17(30).9.1915, Петербург], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1898). Брат В. Е. Маковского (См. Маковский). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851—58) у С. К. Зарянко и в петербургской АХ (с 1858). Участник «бунта четырнадцати», М. в 1863 покинул АХ, став одним из членов Артели художников (См. Артель художников) и членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Испытал сильное влияние салонного искусства. В конце 1860-х — начале 1870-х годов обращался к сюжетам из народной жизни («Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869, Русский музей, Ленинград), создал ряд правдивых портретов (например, О. А. Петрова, 1870, Третьяковская галерея). Позже, с середины 1870-х годов, всё более склоняясь к академизму («Возвращение священного ковра из Мекки в Каир», 1876, Русский музей), порвав с передвижниками (1883), писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, «Поцелуйный обряд», 1895, — оба в Русском музее; «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей).
Лит.: Тарасов Л., К. Е. Маковский, М.—Л., 1948.
К. Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы». 1872. Третьяковская галерея. Москва.
IV
Мако́вский (Makowski)
Юзеф Тадеуш (29.1.1882, Освенцим, Краковское воеводство, — 1.11.1932, Париж), польский живописец. Учился в АХ в Кракове (1903—08) у Я. Станиславского и Ю. Мехоффера и в Париже (1908) у А. Ле Фоконье. Жил главным образом во Франции. Испытал влияние Примитивизма и Кубизма. Часто изображая детей, их занятия, шалости, игры, окружающий мир, словно увиденный их глазами, М. стремился приблизить свою живопись к наивной условности и яркой красочности детского творчества («Дети и фонарики», около 1928, Национальный музей современного искусства, Париж; «Сапожник», 1930, «Скупец», 1932, — оба в Национальном музее, Варшава).
Лит.: Jaworska W., T. Makowski, Warsz. — Kraków, 1964.
Т. Маковский. «Детская капелла». 1922. Национальный музей. Варшава.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978