Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - марк

Марк

I

(Mark)

Герман Фрэнсис (родился 3.5.1895, Вена), американский химик, специалист в области высокомолекулярных соединений. Окончил Венский университет, там же получил учёную степень доктора философии (1921). В 1927— 1932 научный консультант «И. Г. Фарбениндустри». В 1932—1938 профессор химии Венского университета. В 1938—1940 научный руководитель канадской международной компании по переработке бумаги в Хоксбери. Профессор органической химии Бруклинского политехнического института (1940—1944) и декан химического факультета (1944—1964), с 1964 там же директор Исследовательского института полимеров. Основные работы по изучению строения полимеров физическими методами, исследованию формы и размеров макромолекул в растворе, моделированию биополимеров, синтезу стереорегулярных и термостойких полимеров, а также полимеров с полупроводниковыми свойствами. Редактор 15-томной энциклопедии полимеров (Encyclopedia of polymer science and technology, v. I — 15, Index, 1964 — 72). Иностранный член АН СССР (1966).

Соч. в рус. пер.: Строение высокополимерных органических естественных соединений, 2 изд., Л., 1934 (совм. с К. Мейером); Химия и физика целлюлозы, Л., 1935: Современные методы исследования высокополимерных соединений, Л., 1936; Сополимеризация, М., 1953 (совм. с Т. Алфрейем и Дж. Борером); Линейные и стереорегулярные полимеры, М., 1962 (совм. с Н. Гейлордом).

Г. Ф. Марк.

II

(Marc)

Франц (8.2.1880, Мюнхен, — 4.3.1916, погиб под Верденом), немецкий живописец. Учился в АХ в Мюнхене (1900—1902) у Г. Хакля и В. Дица. В 1903, 1907 и 1912 посетил Париж. Последовательно испытал влияние стиля «Модерн», Кубизма и Футуризма. Вместе с В. В. Кандинским (См. Кандинский) и А. Макке — организатор художественного объединения «Синий всадник» (1911); в 1912—1914 — один из лидеров раннего Экспрессионизма. Главная тема М., которой он придавал мистико-символическое значение, — изображение животных в окружающей их природе. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений («Башня синих лошадей»; «Судьба животных», 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Идя далее по пути деформации натуры, М. обнаружил близость абстрактному искусству («Борющиеся формы», 1914, Городская галерея, Мюнхен). При фашизме работы М. были изъяты из музеев.

Соч.: Из статей 1911—1914 гг. [Предисловие Б. А. Зернова], в книге: Мастера искусства об искусстве, М., 1969, т. 5, кн. 2; Der Blaue Reiter. Hrsg. von W. Kandinsky, Münch., 1912, 2 Aufl., Münch., 1914; Briefe, Aufzeichnungen und Aphorismen, Bd 1—2, В., 1920.

Лит.: Lankheit К., Franz Marc..., Köln, 1960; Schardt A., Franz Marc, B., 1936 (Neuaufl. B., 1963).

Ф. Марк. «Башня синих лошадей». 1913.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое марк
Значение слова марк
Что означает марк
Толкование слова марк
Определение термина марк
mark это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины