Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - марсель габриель оноре

Марсель габриель оноре

Марсель (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж, ‒ 9.10.1973, там же), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма Родился в семье дипломата. Окончил Сорбонну, преподавал философию. В юности испытал влияние А. Бергсона, Л. Брюнсвика, Дж. Ройса В 1929 под влиянием Ф. Мориака принял католичество. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию «неосократизмом», или «христианским сократизмом». Автор драм, большого числа работ по вопросам философии, театра, музыки и литературной критики. Член Академии моральных и политических наук (1952).

Порывая с традицией католической схоластики, представленной томизмом, М. считает невозможным какое-либо рациональное обоснование религии. В центре внимания М. стоит проблема бытия, преломленная через индивидуальный опыт, существование отдельного человека. В основном сочинении «Быть и иметь» (1935) М. проводит резкое различие между миром «объективности» (разобщённым физическим миром) и миром «существования», где преодолевается дуализм субъекта и объекта и все отношения с миром принимаются как личностные. В связи с этим действительность предстаёт у М. расщепленной на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологическом плане М. противопоставляет «проблеме» ‒ абстрактному рациональному познанию ‒ «таинство» ‒ интуитивное, эмоционально-этическое постижение. В основе большинства драм М. лежат религиозно-моральные конфликты («Расколотый мир», 1933; «Жажда», 1938; «Эмиссар», 1945; «Рим больше не в Риме», 1951, и другие). Для социальных взглядов М. характерна романтическая идеализация патриархальных отношений средневековья, резкая критика техники как «разбитого мира», превращающего человека в вещь, а также отвержение каких-либо социально-политических действий масс. В целом философия М. отражает кризис буржуазного сознания и культуры.

Соч.: Journal métaphysique, P., 1927; Etre et avoir, P., 1935; Homo viator, P., [1944]; Le mystere de l▓Etre, v. 1‒2, P., 1951; Les hommes centre l▓Humain, P., 1951; Rome n▓est plus dans Rome, P., 1951; L▓Homme problématique, P., [1955]; Présence et immortalité, P., 1959; L▓heure théâtrale, P., 1959; Essai de philosophie concrete, P., 1967.

Лит.: Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма и христианская мораль, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Existentialisme chrétien: G. Marcel, P., 1947; Chenu J., Le théâtre de G. Marcel et sa signification métaphysique, P., 1948; Troisfontaines R., De l▓existence a l▓etre, v. 1‒2, Namur, [1953]; Sottiaux Е., G. Marcel, philosophe et dramaturge, Louvain, 1956; Gallagher К. Т., The philosophy of G. Marcel, N. Y., 1962; Widmer Ch., G. Marcel et le théisme existentielle, P., 1971.

Т. А. Сахарова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое марсель габриель оноре
Значение слова марсель габриель оноре
Что означает марсель габриель оноре
Толкование слова марсель габриель оноре
Определение термина марсель габриель оноре
marsel gabriel onore это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины