Большая Советская энциклопедия - мартен дю гар роже
Связанные словари
Мартен дю гар роже
Главное произведение ‒ многотомный роман «Семья Тибо» (Нобелевская премия, 1937; русский перевод 1936, 1959, 1972), начат в жанре семейной хроники («Серая тетрадь», 1922; «Исправительная колония», 1922; «Солнечная пора», 1923; «День врача», 1928; «Сестрёнка», 1928; «Смерть отца», 1929), которая перерастает в политический роман, в широкую картину французской действительности начала 20 века. «Семья Тибо» завершалась в 30-е годы («Лето 1914 года», 1936; «Эпилог», 1940), в обстановке движения Народного фронта. Под пером М. дю Г. рассказ о распаде буржуазной семьи перерастает в историю упадка целого класса. Жизненный путь главы семейства Оскара Тибо, пришедшего к полному «очерствению», ‒ характерный пример того, как общество калечит человека. Различным формам эгоизма, индивидуализма писатель противопоставляет идеал гармоничной деятельного человека. Антуан Тибо, талантливый детский врач, в конце 1-й мировой войны 1914‒1918 перед смертью находит в себе силы осудить избранный им путь компромиссов. Младший из братьев Жак от протеста против семейного деспотизма приходит к революционной деятельности и трагически гибнет, пытаясь в одиночку преградить путь империалистической войне. В лице Жака Тибо автор создал образ бунтаря и подвижника, выступающего против буржуазного общества. В «Лете 1914 года» даётся строго документированное описание подготовки 1-й мировой войны империалистическими державами, показан крах 2-го Интернационала.
Как романист М. дю Г. стремится к максимальной объективности, его герои раскрываются в действии и диалоге. Его произведениям присущи характерные черты французской классической литературы: широта социальной панорамы, этический пафос, ясность мысли и чёткость её выражения. В создании крупных человеческих характеров, в стремлении постигнуть «диалектику души» французский писатель опирался на опыт своего любимого автора ‒ Л. Н. Толстого. Творчество М. дю Г. знаменует существенные сдвиги в развитии французского критического реализма. В годы 2-й мировой войны 1939‒45 писатель занимал антифашистскую патриотическую позицию. В «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (1955) он защищает реалистические взгляды на искусство.
Соч.: CEuvres completes, v. 1‒2, P., 1955; Les Thibault, Moscou, 1960; R. Martin du Card et J.-R. Bloch. Correspondance (1909‒1946), «Europe», 1963, 1964, 1965, № 413‒419/420; A. Gide et R. Martin du Card. Correspondance, v. 1‒2, P., 1968; Copeau J. et Martin du Gard R. Correspondance, v. 1‒2, P., 1972; в русском переводе ‒ Воспоминания, «Иностранная литература», 1956, № 12.
Лит.: Мотылева Т., Иностранная литература и современность, М., 1961; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Наркирьер Ф., Роже Мартен дю Гар, М., 1963; Роже Мартен дю Гар. Биобиблиографический указатель. [Составитель А. В. Паевская, М.], 1958; Lalou R., R. Martin du Gard, P., 1937; Borgal С., R. Martin du Gard, P., 1957; Boak D., R. Martin du Gard, Oxf., 1963; Robidoux R., R. Martin du Gard et la religion, P., [1964]; Schalk D. L., R. Martin du Gard. The novelist and history, lthaca (N. Y.), 1967.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978