Большая Советская энциклопедия - маски театральные
Связанные словари
Маски театральные
специальные накладки с вырезом для глаз (изображающие человеческое лицо, голову животного, фантастические или мифологические существа), надеваемые на лицо актёра. Изготовляются из бумаги, папье-маше и других материалов. В античном театре, где представления происходили в огромных амфитеатрах под открытым небом перед многотысячной толпой, М. т. заменяла мимическую игру, передавала различные душевные настроения (так, например, на одном профиле маски изображалось страдание, на другом — радость); для усиления голоса актёра М. т. снабжалась изнутри металлическим резонаторами. В римском театре М. т. применялись главным образом в народных импровизированных сценках — ателланах. В Древней Руси и средневековой Европе маски использовались скоморохами и гистрионами. В 16—18 веках М. т. носили комические персонажи итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте). В 17 веке маски начали выходить из употребления. Иногда М. т. применяется в современном театре (например, «Кавказский меловой круг» Брехта, театр «Берлинер ансамбль», ГДР).
Большое распространение М. т. получила в традиционном театре народов Азии (в Индии — народные представления раслила и рамлила, в Индонезии — театр топенг, в Японии — театр ноо, и другие). В театре 20 века часто заменяется маскообразным гримом (представления катхакали в Индии, кабуки в Японии).
Иллюстрации см. к ст. Греция (Древняя).
Маски театральные: 1 — маска итальянской комедии дель арте. 17 в. Кожа, волосы. Музей театра «Гранд-Опера», Париж; 2 — древнеримская маска, найденная в Помпеях. Терракота. Неаполитанский музей.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978