Большая Советская энциклопедия - мериме
Связанные словари
Мериме
(Mérimée)
Проспер (27.9.1803, Париж, — 23.9.1870, Канн), французский писатель. Член Французской академии с 1844. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823). Романтический интерес к экзотическим странам нашёл отражение в первых сочинениях М. — сборник пьес «Театр Клары Гасуль» (1825). М. приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них было немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодраматичностью. Сборник «Гузла» (1827) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз — иллирийских народных песен. М. создал произведение, близкое народному творчеству, и ввёл в заблуждение А. С. Пушкина («Песни западных славян») и А. Мицкевича. В «Гузле» раскрывались реалистическими приёмами характеры героев, оказавшихся в конфликте с обществом.
М. привлекали напряжённые моменты в жизни народов. Он обратился к историческому прошлому Франции в драматической хронике «Жакерия» (1828) и в романе «Хроника царствования Карла IX» (1829). В новеллах конца 20-х гг. (сборник «Мозаика», 1833) М. снова изображает сильные и цельные характеры, которых ещё не коснулось «разлагающее» влияние цивилизации («Матео Фальконе», «Таманго»). Современная действительность нашла отражение в новеллах «Этрусская ваза» и «Партия в триктрак» (обе — 1830). Пустота и лицемерие буржуазного общества, власть денег с иронией и сарказмом показаны в новеллах 30—40-х гг.: «Двойная ошибка», «Арсена Гийо», «Аббат Обен»; столкновение буржуазной морали с примитивными, но более справедливыми нравственными нормами — в «Венере Илльской», «Коломбе», «Кармен» (1845). Проза 30—40-х гг. — вершина творчества М. Используя приёмы «рассказа в рассказе», «вставной новеллы», вводя в текст якобы найденные старые письма или неожиданные исторические и филологические экскурсы, М. создаёт внешне спокойное, суховатое повествование.
Незаурядным мастерством отмечены научные работы М. — книги очерков («Заметки о путешествии по югу Франции», 1835, и др.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 литературная активность М. пошла на убыль. В эти годы усилился интерес М. к русской культуре. Он сблизился с А. И. и И. С. Тургеневыми, С. А. Соболевским; в цикле статей о Н. В. Гоголе, Тургеневе, Пушкине и в переводах их произведений М. выступил страстным пропагандистом русской литературы. Интерес к славянской тематике отразился в поздней новелле М. «Локис» (1869). На сюжеты М. написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе «Кармен» Ж. Бизе (1875), созданы многие фильмы.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1—12, P., 1927—33 (изд. не законч.); Romans et nouvelles, t. 1—2, P., [1967]; Histoire du règne de Pierre ie Grand, P., 1947; Correspondance générale, t. 1—17, P. — Toulouse, 1941—64; в рус. пер, — Собр. соч., т. 1—3, М.—Л., 1933—34; Собр. соч., т. 1—6, М., 1963.
Лит.: Виноградов А, К., Мериме в письмах к Соболевскому, М., 1928; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Trahard P., [Mérimée], t. 1—4, 1925—30; Baschet R., Mérimée, P., 1958; Léon P., Mérimée et son temps, P., 1962.
Библиографич. изд.: Паевская А. В., Данченко В. Т., Проспер Мериме. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1828—1967, М., 1968; Raitt A. W. P. Mérimée, L., [1970]; Trahard P. et Josserand P., Bibliographie des œuvres de P. Mérimée, P., 1929.
А. Д. Михайлов.
П. Мериме. «Кармен». Фронтиспис В. А. Фаворского. Гравюра на дереве. 1927.
П. Мериме.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978