Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - мочалов павел степанович

Мочалов павел степанович

Мочалов Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва, ≈ 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца ≈ видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра ≈ С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 ≈ Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, М. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций ≈ «Гораций»), Вольтера (Танкред ≈ «Танкред»), М. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал ≈ «Фингал»; Димитрий Донской ≈ «Димитрий Донской») были для М. переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, М. захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей М. в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, М. нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у М. в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве М. занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для М. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление М. стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «⌠Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). М. проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, М. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей М. ≈ Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества М. велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. М. способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства М. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268≈69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.

═ Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937; Белинский В. Г., О драме и театре, М. ≈ Л., 1948; Павел Степанович Мочалов. [Сборник], М., 1953; Дмитриев Ю., Мочалов ≈ актёр-романтик, М., 1961.

═ Т. М. Родина.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мочалов павел степанович
Значение слова мочалов павел степанович
Что означает мочалов павел степанович
Толкование слова мочалов павел степанович
Определение термина мочалов павел степанович
mochalov pavel stepanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины