Большая Советская энциклопедия - модуляция (в музыке)
Связанные словари
Модуляция (в музыке)
Особый вид функциональной М. — энгармоническая М. (см. Энгармонизм), в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры. Такая М. легко связывает отдалённые тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Большое значение в М. имеют мелодические связи аккордов, естественное голосоведение Они могут играть ведущую роль в М., отстраняя на задний план функциональные связи аккордов и даже совсем их заменяя. Такая мелодико-гармоническая М. без общего аккорда наиболее характерна при непосредственном переходе в отдалённую тональность, в котором связующим звеном служит только модулирующий мелодически-подводящий аккорд. В одноголосном (или октавном) движении встречается мелодическая М. (как таковая, без гармонии), которая может идти и в далёкую тональность.
М. без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, называется сопоставлением тональностей. Она обычно применяется при переходе к новому разделу формы, однако изредка встречается и внутри построения.
От тональной М. отличается ладовая М., в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности (см. Наклонение в музыке).
Лит.: Риман Г., Систематическое учение о модуляции..., пер. с нем., М., 1929; Римский-Корсаков Н. А., Учебник гармонии, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1960; Тюлин Ю., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959.
Ю. Н. Тюлин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978