Большая Советская энциклопедия - мор
Связанные словари
Мор
I
ван Дасхорст (Моr van Dashorst; Антонио Моро, Moro) Антонис (около 1519, Утрехт, — 1576 или 1577, Антверпен), нидерландский живописец. Учился у Яна ван Скорела. В 1550—60 посетил Испанию, Италию, Португалию и Англию. Завоевал общеевропейскую известность как придворный портретист. Портреты М. (исполненные преимущественно в натуральную величину) отличаются плотной манерой письма и тщательной выписанностью аксессуаров; бесстрастная репрезентативность образа не заслоняет в них проницательности индивидуальных характеристик («Кардинал Гранвелла», 1549, Художественно-исторический музей, Вена; автопортрет, 1558, Галерея Уффици, Флоренция). Оказал значительное влияние на развитие портретного жанра, прежде всего в Испании (Х. Пантоха де ла Крус и др.).
Лит.: Friedländer М. J., Die aitniederländische Malerei, Bd 13. Anthonis Mor und seine Zeitgenossen, Leiden — B. 1936; F rerichs L. C. J., Antonio Moro Arnst., 1947.
А. Мор. Портрет Вильгельма Оранского. Около 1555—56. Картинная галерея. Кассель.
II
(Mohr)
Кристиан Отто (8.10.1835, Вессельбурен, Гольштейн, — 3.10.1918 Дрезден), немецкий учёный в области строительной механики и сопротивления материалов. Окончил Политехнический институт в Ганновере. С 1868 преподавал в Штутгартском, а с 1873 в Дрезденском политехническом институтах. Создатель одной из теорий прочности (теория прочности Мора), графических методов определения напряжений при сложном напряжённом состоянии (круг Мора). М. впервые применил расчёт конструкций на невыгодное загружение с помощью линий влияния, создал теорию расчёта статически неопределимых систем методом сил. М. разработал также метод расчёта неразрезных балок с помощью уравнений 3 моментов, предложил графический метод построения упругой линии в простых и неразрезных балках.
III
(More)
Томас (7.2.1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма (См. Утопический социализм). Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496—1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln's Inn. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским (См. Эразм Роттердамский), ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил «Похвалу глупости»). В 1504 М. был выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политической деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525—1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы («Четыре насущных предмета», «Моление душ», «Апология», «Диалог об утешении в невзгодах» и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (См. Пико делла Мирандола) (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его «История короля Ричарда III» (1531), оставшаяся неоконченной, — одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.
Наибольшую известность принёс М. его диалог «Утопия» (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Утопия» в середине 16 в. была переведена на другиие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Морелли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.
Соч.: Complete works, New Haven — L., 1963 — ; The correspondence, ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947.
Лит.: Тарле Е. В., Общественные воззрения Т. Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Славянские источники «Утопии» Т. Мора, М., 1955; Bridgett Т. Е., Life and writings of sir Th. More, Ann Arbor — L., 1962; Chambers R. W., T. More, L., 1963; Campbell W. E., More's Utopia and his social teaching, L., 1930; Donner H. W., Introduction to Utopia, Uppsala, 1945; Surtz E. L., The praise of wisdom, Chi., 1957; Sullivan F. and Sullivan М. P., Moreana, 1478—1945, Kansas City, 1946; Sulli van F., Syr Th. More, a first bibliographical notebook, Los Ang., 1953; Johnson R. S., More's Utopia: ideal and illusion. New Haven — L., 1969; St. Thomas More, action and contemplation: Proceedings of the symposium..., New Haven — L., 1972.
В. С. Муравьев.
Т. Мор.
IV
Маюракши, река на В. Индии. Берёт начало на возвышенности Раджмахал, впадает справа в рукав дельты Ганга — Хугли. Длина около 300 км. На М. — крупный гидроузел (плотина, водохранилище, система оросительных каналов общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978