Большая Советская энциклопедия - моррис
Связанные словари
Моррис
I
Мо́ррис (Morris)
Лесли (10.10.1904, Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания, — 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15-летнем возрасте впервые участвовал в забастовке железнодорожников. В 1920 переехал в Канаду. С декабря 1921 член Коммунистической партии Канады (КПК). В 1924—25 первый национальный секретарь канад. комсомола. Делегат 7-го конгресса Коминтерна (1935). Неоднократно подвергался арестам за революционную деятельность. В 1956—57 вёл активную борьбу против ревизионистов и ликвидаторов, пытавшихся развалить КПК. С января 1962 генеральный секретарь КПК.
II
Мо́ррис (Morris)
Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, — 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853—56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857—62 обратился к живописи. В 1861—62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды М. формировались под влиянием учения Т. Карлейля (См. Карлейль), лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов (См. Прерафаэлиты). Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. закладывал основы художественного конструирования (См. Художественное конструирование), выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль «Модерн». Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению англ. декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой М. В 1877 М. основал Общество защиты старинных зданий, в 1890—91 — Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул (См. Инкунабулы) [иллюстрированные М. в духе английских готических миниатюр «История сверкающей долины» (совместно с У. Крейном; см. илл.) и «Сочинения Джеффри Чосера» (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество М. (поэмы «Защита Гиневры», 1858, и «Земной рай», 1868—70). С 1880-х гг. М. играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с начала 1884 Социал-демократической) федерации. После её раскола — один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884—90) её органа «Коммонуэл» («Commonweal»). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. М. изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, «...социалистом эмоциональной окраски...» (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести «Сон про Джона Болла» (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891; рус. пер. — М., 1906), рисующем будущее счастливое общество.
Соч.: Искусство и жизнь, [пер. с англ., предисловие А. А. Аникста], М., 1973; Collected works, v. 1—24, L. — N. Y., 1910—15; Selections, М., 1959.
Лит.: Мортон А. Л., Английская утопия, [пер. с англ.], М., 1956, с. 191—212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], М., 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pensée utopique de William Morris, P., 1972.
Г. И. Володина.
У. Моррис и У. Крейн. Илл. к «Истории сверкающей долины». Гравюра на дереве. Лондон. 1894.
Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я половина 19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла.
III
Мо́ррис (Morris)
Чарлз Уильям (р. 23.5.1901, Денвер, Колорадо), американский философ-идеалист. Профессор Чикагского (1931—47) и Флоридского университетов. Философские взгляды М. представляют собой сочетание Прагматизма (в духе Дж. Мида) с идеями логического позитивизма (См. Логический позитивизм). Развивая социально-психологические аспекты концепции Ч. Пирса, М. разработал на основе принципов Бихевиоризма теорию, согласно которой поведение человека определяется через реакции на знаки, а значение знаков — через функционирование в качестве организаторов поведения человека. В рамках этой теории М. попытался дать классификацию различных сфер человеческой деятельности с точки зрения характерного для каждой из них типа рассуждений. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики (См. Семиотика). По своим социальным взглядам М. — приверженец буржуазной демократии и «американского образа жизни».
Соч.: Six theories of mind, Chi., 1932; Logical positivism, pragmatism and scientific empiricism, P., 1937; Foundations of the theory of sings, Chi., 1938; Paths of life, preface to aworld religion, 2 ed., N. Y., 1956; The open self, N. Y., [1948]; Signs, languge and behavior, 2 ed., N. Y., 1955; Varieties of human value, Chi., [1956].
И. С. Добронравов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978