Большая Советская энциклопедия - мухаммед
Связанные словари
Мухаммед
I
Мухамме́д
Мохаммед, в европейской литературе часто Магомет, Магомед (около 570, Мекка, — 8.6.632, Медина), религиозный проповедник и политический деятель, основатель Ислама. Современных М. источников о нём не сохранилось. Первая биография М. составлена Ибн Исхаком (8 в.). Выходец из знатного, но обедневшего рода Бану-хашим из племени курейшитов, М. рано остался сиротой. Вначале пастух, затем приказчик, М. в Аравии и за её пределами ознакомился с иудейско-христианским монотеизмом и некоторыми др. религиозными и политическими учениями. Женитьба на богатой мекканской купчихе Хадидже дала ему возможность посвятить себя исключительно религиозно-этическим проблемам. По преданию, около 609 (или 610) М., нередко проводившему многие часы в аскетических бдениях на горе Хира (близ Мекки), в одну из ночей месяца Рамадан явился архангел Гавриил (Джебраил) и начал открывать ему части хранящейся на небе под престолом Аллаха книги (арабский «Коран»), от имени аллаха возложив на М. обязанность сообщать своим соотечественникам повеления всевышнего. Сочувственная поддержка близких, особенно Хадиджи, стимулировала фанатичную уверенность М. в истинности «богоданного» учения. Он с нетерпимостью стал отвергать старые языческие верования, противопоставив им учение о всемогущем едином боге. Проповедь строгого монотеизма, тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, незаурядные политические и организаторские способности самого М. — всё это нашло благоприятный отклик у тех представителей мекканского общества (преимущественно его средних слоев), которые стремились к централизации и возвышению Аравии. Встретив вначале сопротивление своему учению со стороны мекканской купеческой олигархии, М. вынужден был вместе со своими приверженцами переселиться в Ясриб (позднее — Медина); день переселения М. и его сподвижников называется Хиджра (обычно ею считается 22 сентября 622). В 630—631 мусульмане под руководством М. подчинили Мекку, а затем и значительную часть др. районов Аравии. М., совмещая в своём лице функции религиозного и политического лидера, стал главой нового исламского теократического государства. Гробница М. в Медине стала второй (после Каабы (См. Кааба) в Мекке) святыней ислама и местом паломничества мусульман.
Лит. см. при ст. Ислам.
М. А. Батунский.
II
Мухамме́д
Азиз (р.7.7.1924, деревня Бер-Кот, близ г. Эрбиль, Ирак), деятель рабочего и национально-освободительного движения Ирака. Родился в бедной крестьянской семье. Учился в г. Эрбиль, но рано оставил школу и начал работать. С юношеских лет участвовал в рабочем и национально-освободительном движении. В конце 1945 вступил в Иракскую коммунистическую партию (См. Иракская коммунистическая партия) (ИКП) и вскоре стал профессиональным партийным работником. В октябре 1948 за коммунистическую деятельность был арестован и приговорён к 15 годам тюремного заключения и 5 годам ссылки. После Июльской революции 1958 был освобождён и активно включился в работу ИКП. С 1958 член ЦК, с июля 1959 член Политбюро ЦК. С 1964 1-й секретарь ЦК ИКП.
III
Муха́ммед
Али Насер (р. 1944, Дафия), государственный и политический деятель Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ). Родился в крестьянской семье. Активно участвовал в национально-освободительном движении, с 1963 член Национального фронта освобождения оккупированного юга Йемена (с 1967 Национальный фронт, НФ). После завоевания Южным Йеменом независимости (1967) занимал ряд ответственных правительственных постов. С 1971 премьер-министр, а также член Президентского совета НДРЙ, с июля 1978 — его председатель. С декабря 1969 член генерального руководства НФ, с марта 1972 член Политбюро ЦК НФ, с октября 1975 член Политбюро ЦК Объединённой политической организации Национальный фронт, с октября 1978 член Политбюро ЦК Йеменской социалистической партии.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978