Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - мункачи

Мункачи

I

Му́нкачи (Munkácsi)

Бернат (12. 3. 1860, Надьварад, ныне Орадя, Румыния, — 21.9.1937, Будапешт), венгерский языковед и этнограф, академик Венгерской АН (1910). Окончил Будапештский университет (1882). Основные труды в области сравнительно-исторического языкознания, тюркологии, иранистики и этнографии. Изучал финно-угорские народы Поволжья и Западной Сибири. Редактировал журнал «Ethnographia». Основатель журнала «Келети семле» («Keleti SzemIe»), организатор Венгерского комитета Международного общества Средней и Восточной Азии (1904).

Соч.: A vogul nyelvjárások szóragozásukban ismertetve, Bdpst, 1894; Vogul népköltési gyűjtemény, köt 1—4, Bdpst, 1892—1952; Árja és kaukázusi elemek a finn-magyar nyelvekben, Bdpst, 1901.

Лит.: Munkácsi N., Egy nagy magyar nyelvész, Bdpst, 1943; Kálmán B., Munkácsi Bernát emlékezete, «Magyar Tud. Akad., Nyelves Irodalomtudományi Osztályának Közleményei», 1960, 16 köt., №1—4.

II

Му́нкачи (Munkácsy)

собственно — Либ (Lieb) Михай (20.2.1844, Мункач, ныне Мукачево, УССР, — 1.5.1900, Эндених, близ Бонна, Германия), венгерский живописец. Учился у Э. Самоши (1862—1863), в венской и мюнхенской АХ (1865—1868), а также в Дюссельдорфе (1868—1869) у Л. Кнауса. Испытал влияние мастеров дюссельдорфской школы (См. Дюссельдорфская школа), барбизонской школы (См. Барбизонская школа) и Г. Курбе. Ранние произведения М. проникнуты романтическими веяниями («Гроза в степи», 1867, Венгерская национальная галерея, Будапешт). В 1870-е гг. под воздействием революционно-демократических идей создает произведения, насыщенные активным социально-критическим пафосом, отличающиеся острой психологической убедительностью ситуаций и яркостью народных типов (принёсшая М. мировую известность «Камера смертника», 1870; «Щипательницы корпии», 1871; «Ночные бродяги», 1873; все — там же). Работая над многофигурными сценами из народной жизни, М. добивается драматической насыщенности и цельности композиции с помощью пастозного, объёмно лепящего форму мазка и эмоционально насыщенного колорита, построенного обычно на напряжённых контрастах белого и коричневатых или чёрных тонов. С конца 1870-х гг., помимо островыразительных пейзажей и портретов («Ласло Паал», около 1876—77, там же), М. всё чаще пишет религиозные, исторические и жанровые полотна, отмеченные чертами салонности и академизма («Се человек», 1896, Музей им. Ф. Дери, Дебрецен), но обращается и к революционной тематике («Забастовка», 1895, Венгерская национальная галерея, Будапешт). Лучшие произведения М. легли в основу реалистического направления в венгерской живописи 19 в.

Лит.: Алёшина Л. С., Михай Мункачи, М., 1960; Végvári L., Munkácsy Mihály élete és müvei, Bdpst, 1958.

М. Мункачи. «Камера смертника». 1870. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мункачи
Значение слова мункачи
Что означает мункачи
Толкование слова мункачи
Определение термина мункачи
munkachi это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины