Нестеров Михаил Васильевич [19(31).5.1862,
Уфа, ‒ 18.10.1942, Москва],
советский живописец, заслуженный деятель искусств
РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒81 и 1884‒1886) у
В.
Г. Перова,
А.
К. Саврасова,
И.
М. Прянишникова, в петербургской
АХ (1881‒84) у
П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896
член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890‒1910 ‒ в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины («Знаток», 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции («До государя челобитчики», 1886, собрание Г.
Б.
Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах «Пустынник» (1888‒89, Третьяковская галерея), «Видение отроку Варфоломею» (1889‒90, там же) интересы
Н. перемещаются в
область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой
мира; Н. воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирическими образами неяркой сев. природы ‒ холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворённое
настроение, активная эмоциональная
роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические
ноты в рус.
живопись.
Боль за
народ принимала у Н. форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее;
интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму («Под благовест», 1895, «Великий постриг», 1897‒98, «Святая Русь», 1901‒06, ‒ в Русском музее,
Ленинград; «На Руси», 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в живописи Н. черты «модерна» ‒ интерес к образной символике,
сближение картины с декоративным
панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890‒95; мозаики церкви Спаса «на крови» в Петербурге, 1894‒97; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908‒11) эти черты постепенно приобретали
характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более официальную церковную трактовку. Вместе с
тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой ‒ интерьером и пейзажем ‒ нашли выражение в портретах, великолепных
по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов («Е. П. Нестерова», 1905. «Философы». 1917, ‒ в Третьяковской галерее; «О. М. Нестерова», 1906, Рус. музей).
В сов. время реалистические начала творчества Н. получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликозой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, ‒ все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Н. продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа («Осень в деревне», 1942. Третьяковская галерея). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Давние дни, [2 изд.], М., 1959; Из писем, Л., 1968.
Лит.: Дурылин С. Н., Нестеров-портретист, М. ‒ Л., 1949; Михайлов А., М. В. Нестеров. Жизнь и творчество, [М.], 1958; Никонова И.) М. В. Нестеров, М., 1962.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978