Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - нежданова антонина васильевна

Нежданова антонина васильевна

Нежданова Антонина Васильевна [4(16).6.1873, с. Кривая Балка, ныне Саратского района Одесской области, ‒ 26.6.1950, Москва], русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н. ‒ сельские учителя. С 7 лет Н. пела (часто солировала) в церковных и сельских хорах. В 1899‒1902 училась в Московской консерватории (класс У. Мазетти); по окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды («Иван Сусанин» Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии: Джильда, Людмила («Риголетто» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки, 1902), Розина («Севильский цирюльник» Россини, 1903), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского, 1906), Снегурочка, Шемаханская царица («Снегурочка», 1907, «Сказка о царе Салтане», 1909, Римского-Корсакова), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1908) и др. В 1912 с успехом гастролировала в Париже (театр «Гранд-Опера»). В том же году исполнила партию Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова). Постоянным партнёром Н. был Л. В. Собинов. Их дуэты ‒ образец совершеннейших по своей гармоничности и воспроизведению на сцене созданий оперной классики. Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим воплощением партий Н. пользовалась советами Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, К. С. Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В её художественной палитре ‒ русская распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа), светлое (Джильда) и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их загадочно-таинственная и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). В концертный репертуар певицы (выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым, А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, позднее с Н. С. Головановым) входили произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского, русские народные песни, романсы. В советское время Н. участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР. Исполнила ряд новых партий: Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Нинетта («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова. Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Страницы жизни. Отрывки из воспоминаний, «Музыкальная жизнь», 1960, № 12.

Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования, М., 1967; Поляновский Г., А. В. Нежданова, М., 1970.

Г. А. Поляновский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое нежданова антонина васильевна
Значение слова нежданова антонина васильевна
Что означает нежданова антонина васильевна
Толкование слова нежданова антонина васильевна
Определение термина нежданова антонина васильевна
nezhdanova antonina vasilevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины