Большая Советская энциклопедия - ноктюрн
Связанные словари
Ноктюрн
(франц. nocturne, буквально — ночной)
обозначение, применявшееся к различного рода музыкальным произведениям. В 18 и начале 19 вв. это чаще всего род Дивертисмента, близкое к кассации (См. Кассация) и инструментальной серенаде (См. Серенада) многочастное сочинение, большей частью для духовых или для струнных и духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время (образцы у В. А. Моцарта и И. Гайдна). Дж. Филд положил начало Н. как небольшой одночастной напевной лирической фортепьянной пьесе мечтательного или элегического характера. 21 Н. для фортепьяно написан Ф. Шопеном; его Н., отличающиеся глубиной и богатством содержания, представляют собой кульминацию в развитии данного жанра. Н. создавались также Р. Шуманом, И. Гуммелем, К. Дебюсси, М. Регером, П. Хиндемитом. В русской музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для арфы, для фортепьяно, для голоса и фортпьяно), А. П. Бородина (Н. во 2-м струнном квартете), А. Н. Скрябина и др.
Лит.: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, № 2.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978