Большая Советская энциклопедия - новая критика
Связанные словари
Новая критика
(«Но́вая кри́тика»)
течение в американской литературной критике и литературоведении; сформировалось в США в 30-е гг. 20 в. под влиянием английских критиков А. Ричардса (интерпретация с точки зрения семантики), У. Эмпсона (множественность смысловых пластов текста), философа Т. Хьюма, поэтов Т. С. Элиота и Э. Паунда. «Н. к.» выступала против литературы социально-критической направленности, а также против социологического и марксистского литературоведения. В 40—50-е гг. «Н. к.» приобрела монопольное влияние в США, в дальнейшем переживает кризис. Теоретические основы «Н. к.» сформулированы в трудах А. Тейта («Реакционные эссе о поэзии и идеях», 1936), К. Брукса («Современная поэзия и традиция», 1939), Дж. К. Рэнсома («Плоть мира», 1938; «Новая критика», 1941), Р. П. Блэкмура («Язык как жест», 1952) и др. Главную задачу «Н. к.» видит в «глубоком прочтении», т. е. в выявлении конкретного и одновременно всеобщего смысла текста, значимости метафор, сравнений, всей образной системы. Особое внимание «Н. к.» уделяет расшифровке заключённой в тексте символики, отражающей глубинные мотивы поведения человека (К. Бёрк, «Философия литературной формы. Исследование символики действий», 1941). «Н. к.» устремлена также к выявлению многозначности (в т. ч. амбивалентности) смысла поэтических произведений, к интерпретации стиля как определённого умонастроения. Ряд приёмов, применяемых «Н. к.» при анализе текста, продуктивен. Однако, рассматривая художественные произведения как замкнутую самодовлеющую языковую структуру («закрытое чтение»), «Н. к.» игнорирует его социально-исторический генезис и общественную направленность, а также сознательную целевую установку автора и его личность в социально-биографическом аспекте.
Во Франции «Н. к.» сформировалась в конце 50-х гг. главным образом под влиянием методологии Структурализма в антропологии (К. Леви-Строс), языкознании (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон), семиотике (См. Семиотика) (Л. Ельмслев) в полемике с традициями культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа) и эстетикой Экзистенциализма. В начале 70-х гг. «Н. к.» составляют различные методологич. направления (например, группы «Тель кель» и «Шанж»). Наиболее общие теоретические принципы французскузской «Н. к.» сформулированы Р. Бартом; её внимание сосредоточено на проблемах внутреннего строения произведений (Р. Барт), повествования и сюжетосложения (А. Ж. Греймас, К. Бремон), особенностях поэтической речи (Ц. Тодоров), что связано с построением «неориторики» (группа «Мю»), и др.; делаются попытки применить понятия, выработанные в генеративной лингвистике Н. Хомского (См. Хомский), к анализу литературных текстов (Ю. Кристева).
Американские и французские ветви «Н. к.» рассматриваются советскими исследователями как разновидности «формального метода» (См. Формальный метод) в литературоведении.
Лит.: Вейман Р., «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения, пер. с нем., М., 1965; Гиленсон Б., Заметки о «новой критике», в сборнике: Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968; Elton W., A guide to the new criticism, Chi., 1953: Barthes R., Critique et vérité, P., 1966; Doubrovsky S., Pourquoi la nouvelle critique: critique et objectivité, P., 1967.
Б. А. Гиленсон («H. к.» в США), Г. К. Косиков.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978