Большая Советская энциклопедия - озеров
Связанные словари
Озеров
I
О́зеров
Виталий Михайлович [р. 9(22).3.1917, Кисловодск], советский критик, литературовед, доктор филологических наук. Член КПСС с 1940. Окончил Московский институт философии, литературы, истории (1940). Печатается с 1940. Основная темы работ — проблемы социалистического реализма, вопросы развития литературной критики; творчество А. А. Фадеева, Д. А. Фурманова и др. Секретарь правления СП СССР (с 1967). Главный редактор журнала «Вопросы литературы» (с 1959). Награжден 4 орденами, а также медалями и болгарским орденом Кирилла и Мефодия.
Соч.: Д. А. Фурманов, М., 1953; На путях социалистического реализма, М., 1958; Полвека советской литературы, М., 1967; Александр Фадеев. Творческий путь, 3 изд., М., 1970; Литературно-художественная критика и современность, М., 1972; Тревоги мира и сердце писателя, М., 1973.
Лит.: Гринберг И., Пафос объективности, «Москва», 1968, №5; Пархоменко М., Монография о Фадееве, «Дружба народов», 1971, № 3.
II
О́зеров
Владислав Александрович [30.9(11.10).1769, село Борки, ныне Зубцовского района Калининской области, — 5(17).9.1816, там же], русский драматург. Родился в дворянской семье. Окончил Сухопутный шляхетский корпус (1787). В 1804—08 служил в Лесном департаменте. Первая пьеса О. — трагедия «Ярополк и Олег» (1798). В стихотворных трагедиях «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (пост. 1807), «Поликсена» (1809) О. сохранял присущую драматургии классицизма форму, однако традиционный конфликт между долгом и чувством трактуется автором в духе Сентиментализма: показывая героев, право которых на любовь и счастье попирается жестокими установлениями, деспотизмом старших, драматург насыщает их монологи элегическими излияниями. Пьесы О. отмечены также чертами раннего русского Романтизма. В «Димитрии Донском» О. прославлял борьбу за свободу Отчизны. Трагедии О., пользовавшиеся большой, хотя и непродолжительной популярностью, способствовали формированию русской национальной школы актёрской игры (Е. С. Семенова, А. С. Яковлев, В. А. Каратыгин и др.).
Соч.: Соч. [Вступ. ст. П. А. Вяземского], 5 изд., т. 1—3, СПБ, 1828; Трагедии. Стихотворения. [Вступ. ст. И. Н. Медведевой], 2 изд., Л., 1960.
Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 542—43, т. 7, М., 1955, с. 140; Потапов П. О. Из истории русского театра. Жизнь и деятельность В. А. Озерова, Од., 1915; Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия начала XIX в., «Уч. зап. Куйбышевского пед. института», в. 25, с. 129—250.
В. А. Бочкарев.
III
О́зеров
Николай Николаевич [3(15).4.1887, село Спас-Утешенье, ныне в черте г. Рязань, — 4.12.1953, Москва], русский советский певец (драматический тенор), народный артист РСФСР (1937). Пению обучался в Казанском музыкальном училище. В Москве брал уроки пения у А. М. Успенского и занимался на оперных курсах Русского музыкального общества (1909—13). С 1912 выступал в различных театрах. В 1920—1946 солист Большого театра СССР. Искусство О. отличали высокое вокальное мастерство, тонкий вкус, сценическая одаренность. Среди лучших партий — Садко, Гришка Кутерьма («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Отелло, Радамес («Отелло», «Аида» Верди) и др. Выступал как концертный певец. С 1947 преподавал в Московской консерватории (с 1948 профессор). Автор книги «Оперы и певцы» (1964). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Лит.: Слетов В., Н. Н. Озеров, М. — Л., 1951.
IV
О́зеров
Николай Николаевич (р. 11.12.1922, Москва), советский спортивный комментатор, заслуженный мастер спорта (1947), народный артист РСФСР (1973). Сын Н. Н. Озерова. Окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (1945). С 1945 актер MXATa. С 1950 спортивный комментатор Всесоюзного радио. Неоднократный чемпион СССР по теннису (45 раз в 1939—53, в разных разрядах). Награжден 2 орденами, а также медалями.
V
О́зеров
Юрий Николаевич (р. 26.1.1921, Москва), советский кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1974). Член КПСС с 1947. Сын Н. Н. Озерова. В 1944 окончил военную академию им. Фрунзе, в 1951 — режиссёрский факультет ВГИКа. С 1952 режиссер «Мосфильма». Первая работа — видовой фильм «В Никитском ботаническом саду» (1952). Поставил художественные фильмы: «Сын» (1956), «Кочубей» (1958), «Фортуна» (1959, советско-албанская постановка), комедию «Большая дорога» (1963, советско-чехословакская постановка) о пребывании в России Я. Гашека. Наиболее полное выражение творческая индивидуальность режиссёра получила в эпическом киноцикле «Освобождение» (фильмы: «Огненная дуга», «Прорыв», оба в 1970; «Направление главного удара», 1971; «Битва за Берлин», «Последний штурм», оба в 1972), в котором передано величие народного подвига, мужество советских солдат и полководцев, одержавших победу в Великой Отечественной войне 1941—45 (Ленинская премия, 1972). О. автор и соавтор ряда сценариев своих фильмов, а также фильмов, поставленных др. режиссёрами. Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978