Большая Советская энциклопедия - перуджино
Связанные словари
Перуджино
(Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci)
Пьетро (между 1445 и 1452, Читта-делла-Пьеве, Умбрия,— февраль — март 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы (См. Умбрийская школа) позднего кватроченто. Испытал влияния Пьеро делла Франческа, нидерландских мастеров, а также Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции работал с 1470. Живопись П., проникнутая созерцательным настроением, отличается плавностью композиционных ритмов и лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые дали Умбрии. Чертами, роднящими творчество П. с классическим искусством Высокого Возрождения, являются ясность и уравновешенность пространственных построений, придающие его произведениям (фреска «Передача ключей св. Петру» в Сикстинской капелле Ватикана, 1481—82; «Оплакивание Христа», около 1494—95, Галерея Уффици, Флоренция; фреска «Распятие» в церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции, 1496) особую гармоничность. Поздним произведениям П. свойственны некоторая монотонность и вялость исполнения. Глубокое воздействие П. оказал на своего ученика Рафаэля (См. Рафаэль).
Лит.: Canuti F., Il Perugino, v. 1—2, Siena, [1931].
Перуджино. «Явление мадонны св. Бернарду». Ок. 1490—94. Старая пинакотека. Мюнхен.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978