Большая Советская энциклопедия - пизано
Связанные словари
Пизано
(Pisano)
прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13—14 вв. Никколо (Никола) П. (около 1220, Апулия,— между 1278 и 1284, Тоскана), скульптор. Один из основоположников Проторенессанса. Испытал воздействие южноиталийской и тосканской скульптуры, а также пластики позднеримских саркофагов. Рассматривая скульптуру как искусство тектонически равноправное с архитектурой, Никколо П. создавал изображения, полные могучей силы; фигуры в них крепко стоят на земле, отличаясь величавой осанкой, массивностью и пластической осязаемостью форм [кафедры: баптистерия в Пизе (см. илл.) и собора в Сиене (см. илл.)]. Джованни П. (около 1245—50, Пиза,— после 1314), скульптор и архитектор. Сын, ученик и помощник Никколо П. Около 1270—76, по-видимому, посетил Францию, где испытал влияние готической пластики. Скульптурным произведениям Джованни П. (статуи на фасаде сиенского собора, 1284—99, кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301; обе работы — мрамор), проникнутым страстной эмоциональной напряжённостью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готической по духу изломанностью контуров. Готическая струя преобладает и в архитектурном творчестве Джованни П. (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284—99). Андреа П. (собственно Андреа да Понтедера; Andrea da Pontedera) (около 1290, Понтедера, Тоскана,— 1348 или 1349, Орвието), скульптор и архитектор. В его скульптурных работах (рельефы южных дверей флорентийского баптистерия, позолоченная бронза, 1330—36; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337—43, ныне в Музее собора) ясность композиции (идущая от Джотто) сочетается с изысканной миниатюризацией форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. Переплетение позднеготических и проторенессансных тенденций проявляется и в архитектурных произведениях Андреа П. (руководство строительством кампанилы собора во Флоренции, 1337—43, и собора в Орвието, 1347—48). Нино П. [около 1315, Пиза (?),— 1368, там же (?)], скульптор, архитектор и ювелир. Сын и ученик Андреа П. Для пластики Нино П. («Мадонна», мрамор, 1343—47, Музей собора, Орвието), впитавшей влияния французской готики, характерны S-образный изгиб фигур, иррациональность линейных ритмов. Как архитектор продолжил строительство собора в Орвието после смерти отца.
Лит.: Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1—2, М., 1956— 59; Fasola G. N., Nicola Pisano, Roma, 1941; Toesca I., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950; Mellini G. L., Giovanni Pisano, Mil., [1970].
Никколо Пизано. «Поклонение волхвов». Рельеф мраморной кафедры баптистерия в Пизе. Окончена в 1260.
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Начата в 1334 по проекту Джотто, строительство продолжено в 1337—43 Андреа Пизано и завершено около 1359 Ф. Таленти.
Андреа Пизано. «Аллегория земледелия». Рельеф кампанилы собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (ныне — в музее собора). Мрамор. 1337—43.
Никколо Пизано. «Мадонна с младенцем». Угловая фигура кафедры собора в Сиене. Мрамор. 1265—68.
Андреа Пизано. «Аллегория ткачества». Рельеф кампанилы собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (ныне — в музее собора). Мрамор. 1337—43.
Никколо Пизано. «Поклонение волхвов». Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.
Андреа Пизано. «Перенесение тела Иоанна Крестителя». Рельеф на двери баптистерия во Флоренции. Позолоченная бронза. 1330—36.
Джованни Пизано. Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской. Мрамор. 1313. Галерея Палаццо Бьянко. Генуя.
Джованни Пизано. Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301.
Джованни Пизано. Нижняя часть фасада собора в Сиене. 1284—99.
Нино Пизано. «Мадонна с младенцем». Мрамор. 1350-е гг. Церковь Санта-Мария делла Спина. Пиза.
Никколо Пизано. Аллегория Силы. Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978