Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - попов алексей дмитриевич

Попов алексей дмитриевич

Попов Алексей Дмитриевич [12(24).3.1892, г. Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области, ‒ 18.8.1961, Москва], советский режиссёр, теоретик театра и педагог, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1957). Член КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани С 1912 актёр МХТ. В 1918‒23 актёр, режиссёр и руководитель Театра студийных постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам МХТ («Потоп» Бергера, «Сверчок на печи» Диккенса, «Вечер, посвященный Парижской Коммуне» и др). В 1923‒30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 ‒ Театр им. Евг. Вахтангова), где активно утверждал советскую драматургию, поставив спектакли «Виринея» Сейфуллиной и Правдухина (1925), «Разлом» Лавренева (1927). В 1930‒35 художественный руководитель Театра Революции; в его постановках пьес Н. Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) нашла убедительное сценическое воплощение героика социалистических строек.

Деятельность П.-режиссёра, отмеченная правдивым, многогранным раскрытием духовного мира человека нового, социалистического общества, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (ныне Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935‒60. Здесь П. создал большие народно-героические спектакли, посвященные созидательному труду и воинским подвигам советского человека. Типические черты современника П. раскрывал через бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТСА ‒ «Год 19-й» Прута (1936), «Сталинградцы» Чепурина (1944), «Степь широкая» Винникова (1949), «Поднятая целина» по Шолохову (1957). Ставил спектакли, посвященные истории России: «Полководец Суворов» Бехтерева и Разумовского (1939), «Полководец» Тренева (1945), «Флаг адмирала» Штейна (1950) ‒ в ЦТСА; «Иван Грозный» («Трудные годы») А. Н. Толстого (1946) ‒ во МХАТе.

Значительным вкладом в сценическое раскрытие философского гуманистического смысла произведений У. Шекспира явились постановки П. трагедии «Ромео и Джульетта» (1935, Театр Революции) и комедии «Укрощение строптивой» (1937, ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых советских кинокомедий был фильм П. «Два друга, модель и подруга» (1928). Принципы режиссёрской школы МХАТа П. применял творчески, основываясь прежде всего на проникновении в сущность современной действительности, в духовный мир советского человека. Теоретически разработал положение о художественной целостности спектакля как об органической гармонии всех его компонентов, в основе которых лежит жизненная правда. П. был воспитателем многих актёров и режиссёров. С 1919 вёл педагогическую работу, преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный руководитель). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Награжден орденом Ленина и медалями.

Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М.. 1963; Спектакль и режиссер. 2 изд., М., 1972.

Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954.

Б. И. Ростоцкий.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое попов алексей дмитриевич
Значение слова попов алексей дмитриевич
Что означает попов алексей дмитриевич
Толкование слова попов алексей дмитриевич
Определение термина попов алексей дмитриевич
popov aleksey dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины