Большая Советская энциклопедия - проекционных совмещений метод
Связанные словари
Проекционных совмещений метод
метод комбинированной киносъёмки (См. Комбинированная киносъёмка), основанный на совмещении нескольких (ранее снятых) изображений проекцией их на один экран либо на совмещении определённого изображения с актёрской сценой, макетом или рисунком, находящимся перед экраном. Проекция изображений осуществляется либо «покадрово» (т. е. с паузами), либо с обычной частотой (24 кадра в сек) специальными кинопроекторами. П. с. м. позволяет объединить в одном изображении объекты, снятые в разное время, в различных местах, масштабных соотношениях и пространственных положениях, а также дополнить изображение рисунками, схемами, надписями, указателями и пр. Покадровая проекция и съёмка выполняются, как правило, на небольших экранах (например, 24×30 см). Съёмка проецируемого изображения с отражающего экрана осуществляется Фронтпроекции методом, а с т. н. просветного экрана — Рирпроекции методом. При покадровой проекции изображение может пересниматься и непосредственно с плёнки в кадровом окне проектора (методом оптической печати). Для предотвращения вторичного экспонирования отдельных участков кадра используют различные маски (см. Блуждающей маски метод, Неподвижной маски метод).
П. с. м. при съёмке с частотой 24 кадра в сек широко используется в кинематографии и телевидении для комбинации актёрской сцены с изображением на больших экранах (например, 5×7 м), что позволяет снимать «натурные» эпизоды в павильоне студии (например, создавать движущийся фон за окнами автомобилей, поездов, самолётов и т.п.).
Лит.: Горбачев Б. К., Техника комбинированных съемок, 2 изд., М., 1961; Комбинированные киносъемки, М., 1972.
Б. Ф. Плужников.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978