Большая Советская энциклопедия - самарин
Связанные словари
Самарин
I
Сама́рин
Александр Михайлович [1(14).8.1902, с. Саконы, ныне Ардатовского района Горьковской области, — 20.5.1970, Москва], советский металлург, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1946). Член КПСС с 1925. В 1925—29 член Центрального бюро пролетарского студенчества, член президиума и ответственный секретарь этого бюро. По окончании в 1930 металлургического факультета Московской горной академии преподавал в созданном в том же году на базе этого факультета Московском институте стали (профессор с 1938). В 1946—51 заместитель министра высшего образования СССР. С 1955 в Институте металлургии им. А. А. Байкова АН СССР (в 1960—61 и 1967—70 директор). В 1961—66 заместитель председателя Государственного комитета Совета министров СССР по координации научно-исследовательских работ. Основные труды по электрометаллургии стали и ферросплавов, физико-химическим основам металлургических процессов, десульфурации и раскислению стали, применению комплексных раскислителей, проблемам вакуумной металлургии, изучению природы шлаковых расплавов. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
Соч.: Электрометаллургия. Производство стали, М., 1943; Вакуумная металлургия, М., 1958; Обработка жидкой стали в вакууме, М., I960.
С. И. Венецкий.
А. М. Самарин.
II
Сама́рин
Иван Васильевич [7(19).1.1817, Петербург, — 13(25).8.1885, Москва], русский актёр и педагог. Ученик и последователь М. С. Щепкина. Родился в семье крепостного. В 1837, по окончании Московского театрального училища, зачислен в труппу Малого театра. Наиболее крупная роль раннего периода — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1839). В 40—50-е гг. выступал в мелодрамах и водевилях: Дон Цезарь де Базан («Испанский дворянин» Дюмануара и Деннери), доктор Лемонье («Детский доктор» Буржуа и Деннери) и др. В 1857 исполнил роль Гамлета («Гамлет» Шекспира), выступив в этом спектакле и как режиссёр. Выдающееся создание артиста — Фамусов («Горе от ума» Грибоедова, 1864). В «грибоедовских» ролях наиболее полно проявилась сущность искусства С. Он играл их «... просто, тонко, правдиво, изящно и, главное, совершенно свободно, с исключительным умом...» (Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, 1962, с. 49). Другие роли: Петруччио, Бенедикт («Укрощение строптивой» и «Много шуму из ничего» Шекспира), Муромский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина). С 1862 преподавал в Московском театральном училище. С 1874 (до конца жизни) руководил драматическим классом Московской консерватории. Среди его учеников: Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина. Со студентами оперного класса консерватории осуществил на сцене Малого театра первую постановку оперы «Евгений Онегин» Чайковского (1879). Автор пьес, ставившихся в провинции.
Лит.: Рогачевский М., Иван Васильевич Самарин, М. — Л., 1948.
И. В. Самарин в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Рис. А. П. Ленского.
III
Сама́рин
Юрий Федорович [21.4 (3.5).1819, Петербург, — 19(31).3.1876, Берлин], русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Окончил Московский университет (1838); магистерская диссертация «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (1844). В 1844—52 на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861, был членом редакционных комиссий (См. Редакционные комиссии).
Вначале был гегельянцем. Под воздействием К. С. Аксакова и А. С. Хомякова в начале 40-х годов С. примкнул к славянофильству. Исходя из православия как особого культурного начала, положенного в основу исторической жизни русского народа, С. развивает мысль о трёх периодах национальной жизни («исключительной национальности», «подражания» и «разумной народности»). Разделяя концепцию «цельного знания» Хомякова, противопоставляя «тирании рассудка» свободу «нравственного вдохновения», С. считал, что только в народе сохраняется «дух в его живой цельности». Повседневная политическая жизнь представляется ему борьбой народного быта с «бездарною, отвлеченною цивилизацией». Политическая доктрина С. основана на признании только двух сил — самодержавия и сельской общины, которые он неразрывно связывал, причём дворянству С. не придавал особого значения как «нелепой среде», которая по «недостатку народного корня» лишена какой-либо творческой силы. Критикуя материализм, С. утверждал, что он «вовсе не вытекает из естественных наук».
Основные исторические сочинения С. посвящены социально-экономическим и национальным отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов. В записке «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» (1856) С. указывал на крепостное право как на причину социально-экономической отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне 1853—56. Из литературно-эстетического наследия С. выделяется статья «О мнениях „Современника“ исторических и литературных» (1847), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.
Соч.: Соч., т. 1—10, 12, М., 1877—1911; Переписка с баронессою Э. Ф. Раден 1861—1876, М., 1893; Переписка с А. И. Герценым, «Русь», 1883, № 1—2.
Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, №2; Введенский С. Н., Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина, Каз., 1899; Гершензон М. О., Исторические записки, М., 1910; Нольде Б. Э., Ю. Ф. Самарин и его время, Париж, 1926; Ефимова М. Т., Ю. Самарин в его отношении к Лермонтову, в кн.: Пушкинский сборник, Псков, 1968; её же, Ю. Самарин о Гоголе, в кн.: Пушкин и его современники, Псков, 1970; История философии в СССР, т. 2, М.. 1970; Hucke G., J. F. Samarin: seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung, Münch., 1970.
М. Т. Палиевский.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978