Большая Советская энциклопедия - шатобриан франсуа рене
Связанные словари
Шатобриан франсуа рене
Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене (4. 9.1768, Сен-Мало, ‒ 4.7.1848, Париж), французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793‒1800 ‒ в эмиграции в Англии. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим; после провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В период Реставрации ‒ посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Ш. составило основной фонд т. н. консервативного романтизма. Уже в заметках «Путешествие в Америку» (опубл. 1827) наметилось разочарование Ш. в концепции «естественного человека». «Опыт о революциях» (1797) знаменует дальнейший отход Ш. от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Ш. противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. В повести «Атала, или Любовь двух дикарей» (1801) Ш. полемизирует с концепцией «естественного состояния» (см. в ст. Ж. Ж. Руссо). Эгоистической активности индивида Ш. противопоставляет религиозное воодушевление («Гений христианства», 1802). В своей апологии христианства Ш. утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести «Рене, или Следствия страстей» (1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. Традиционная для Ш. антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества. «Мученики» (1809), «христианская эпопея», задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений «Гения христианства», воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес «История последнего из Абенсераджей» и «Натчезы» (оба опубл. в 1826), утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Ш. подвёл в мемуарах «Замогильные записки» (опубл. в 1848‒ 1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Ш. высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский.
Соч.: CEuvres romanesques et voyages, t. 1‒2, P., 1969; в рус, пер. ‒ Рене..., в кн.: Французская новелла XIX в., т. 1, М. ‒ Л., 1959.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1976, с. 388‒93; История французской литературы, т. 2, М., 1956: Европейский романтизм, М., 1973; Moreau P., Chateaubriand, P., 1967; Bicentenaire de Chateaubriand, P., 1971; F. Aug. R. de Chateaubriand, Brux., 1968.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978