Большая Советская энциклопедия - синдхская литература
Связанные словари
Синдхская литература
литература народа синдхи, населяющего область Синд в низовьях р. Инд. Древнейший памятник С. л. — синдхская «Махабхарата» (9—10 вв.), известный в переложениях на арабский и персидский языки. В основе С. л. — богатый фольклор: народные песни, любовно-романтические и героические дастаны, сказки, легенды. Сохранились отрывки поэтических произведений первых поэтов, относящиеся к 14 в., но непрерывная поэтическая традиция начинается с суфийских стихов Кази Казана (умер 1551) и Шаха Абдула Карима Булари (1528—1623).
Крупнейший поэт классического периода — Шах Абдул Латиф Бхитаи (1689 или 1690—1752), создавший «Книгу Шаха», основные части которой представляют собой обработку популярных народных дастанов и песен. Известностью пользовались его современники — поэты Шах Инаят Ризви, Махдум Мухаммад Хашим, Махдум Зияуддин Тхатхви и др. Продолжателями Шаха Абдула Латифа Бхитаи были лирик Сачал Сармаст (1739—1826) — автор популярных песен и Сами (1743—1850), синтезировавший в своём творчестве санскритскую и персидскую поэтику. Они ввели в синдхскую поэзию жанры доха, ваи, шлока, сур, кафи. Влияние перс. поэзии проявилось в первых попытках использовать Аруз; оно усилилось в 19 в. Сабит Али Шах (1740—1810) впервые создал касыду на синдхи, а Халифа Гуль Мухаммад (1809—56) опубликовал первый диван газелей. Поэты Бедил (1814—73), Далапат (умер 1841), Бекас (1858—81) и др. использовали далёкие от национальных традиций образы, характерные для ближневосточной суфийской поэзии (соловей и роза, свеча и мотылёк, вино и виночерпий и т. д.).
В конце 19 в. в С. л. возникает просветительское направление, которое возглавил Мирза Калич Бег (1853—1929). Появляются проза и драма, их темы — национально-освободительная борьба и социальное раскрепощение народа. Основы синдхской прозы заложили Мирза Калич Бег, Каудомал Чанданмал (умер 1916), Даярам Гидумал (1857—1927), Д. Парасарам (умер 1948), Бхерумал Мехерчанд (умер 1950) и Л. Амардиномал (умер 1954). Начинают выходить газеты и журналы.
После раздела Индии в 1947 С. л. развивается в Индии и Пакистане. Издаются литературные журналы «Найун каханиун» (Индия), «Мехран» (Пакистан) и др. На синдхи переводятся произведения мировой литературы. Укрепляются реалистические тенденции. Существуют организации прогрессивных писателей. Наиболее известные современные поэты — Нараян Шьям, Анчал, Рахи, Гарадхан Махбуби (Индия); Шейх Аяз (р. 1923), Мухаммад Бахш Васиф, Абдур Раззак Раз и др. (Пакистан); прозаики — Рам Панджвани, Гобинд Малхи, Уттам (Индия); Амар Джалил, Танвир Аббаси, Джамал Абро, Анджам Халаи (Пакистан).
Лит.: Сухочев А. С., Литература Пакистана, в кн.: Пакистан, М., 1966; Пир Хасамуддин Рашиди, Синдхи адаб, Карачи, [б. г.]: Адж ка бхаратия сахитья, Дели, 1958; «Имроз», 1960, 27 окт.; Синдхи адаб намбар, «Наи кадрен», 1973; Сайда Газдар, Шейх Аяз ке сатх ек шам, «Пакистани адаб», 1974, №1; Chatterji S. К., An early arabic version of the Mahabharata story, «Indian linguistics», 1950, v. II, pt 2—4; Pakistan year book, 1969, Karachi, 1969.
А. С. Сухочев.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978