Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - суриков

Суриков

I

Су́риков

Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, — 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869—75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, С. стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур («Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы», 1875, обе — в Третьяковской галерее). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901—03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883—84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников (См. Союз русских художников). С. страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883; см. илл.), «Боярыня Морозова» (1887; все — в Третьяковской галерее). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфоническое созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноимённой картине), раскрывающиеся в бурных событиях русской истории. С большим мастерством С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному народным творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монументальных по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; он добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произведениях общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологическую характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символическое звучание. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В исторических картинах 1890-х гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом русского народа события, в которых он действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей; см. илл.) мысль С. «две стихии встречаются» раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Русский музей) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах («Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская галерея). В годы реакции С., верный демократическим традициям, работал (1909—10) над картиной «Степан Разин» (начата в 1903; Русский музей). С. также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя С. присвоено Московскому художественному институту (См. Московский художественный институт), в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружен ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани).

Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; Кеменов В.С., Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг., М., 1963.

В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883. Третьяковская галерея, Москва.

В. И. Суриков. Автопортрет. 1913. Третьяковская галерея. Москва.

В. И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Переход Суворова через Альпы». 1899. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни». 1881. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.

Суриков В. И. «Взятие снежного городка». 1891. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Степан Разин». 1903—07, 1909—10. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.

Суриков В. И. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Фрагмент. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.

Суриков В. И. «Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской. 1891. Третьяковская галерея. Москва.

II

Су́риков

Иван Захарович [25.3(6.4). 1841, деревня Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии, — 24.4(6.5).1880, Москва], русский поэт. Родился в семье крепостного крестьянина. Жил в бедности, торгуя в Москве с 1849 с отцом, а затем в собственной мелочной лавке. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству. В 1862 познакомился с А. Н. Плещеевым, который помог развитию его таланта. Начал печататься в 1864. С. выпустил три сборника стихов (4871, 1875 и 1877). Основные темы его поэзии — тяжёлое положение деревенской и городской бедноты. Лирика С., отличающаяся простотой и мелодичностью, развивалась от бытовых зарисовок к темам социального протеста: «Труженик», «Трудящемуся брату» и др. В произведениях из русской истории выражены бунтарские настроения: поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Садко» (на её основе создана одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова). Многие стихи С. посвящены русской природе и детям. Творчество С. связано с демократическими традициями русской литературы, с фольклором. Некоторые его стихи стали популярными народными песнями: «Рябина» («Что стоишь качаясь...»), «В степи» (в народной обработке — «Степь да степь кругом») и др. По инициативе С. был подготовлен коллективный сборник «Рассвет» (1872), положивший начало существованию Суриковского литературно-музыкального кружка (См. Суриковский литературно-музыкальный кружок).

Соч.: И. З. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М.— Л., 1966; Стихотворения. [Послесл. В. М. Сидельникова], М., 1974.

Лит.: Лосев П., Песни поэта. И. З. Суриков. [Вступ. ст. Н. Рыленкова], Ярославль, 1966.

И. А. Щуров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое суриков
Значение слова суриков
Что означает суриков
Толкование слова суриков
Определение термина суриков
surikov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины